салон sj-100

Экономика полёта. Как «Суперджет» меняет правила игры в региональных перевозках

Фото: © Vivek Manvi-Viman / airliners.net

В настоящее время, по данным Ростеха, в России перевозят пассажиров 160 самолётов SSJ100, регулярность их вылета составляет 98%, в 2024 году «Суперджетами» было перевезено порядка 10 млн пассажиров, что составляет 11% от всего пассажиропотока. В следующем году начнётся эксплуатация иморотозамещённого самолёта – SJ-100, который сейчас проходит сертификационные испытания.

SJ-100 сохраняет наследие SSJ100, оставаясь единственным предложением в сегменте 100-местных самолётов. Он сочетает комфорт и автоматизацию магистральных лайнеров с экономичностью региональных моделей. Российский самолёт предлагает просторный салон, широкие кресла и увеличенные багажные полки. Об этом в интервью пресс-службе ОАК рассказал заместитель генерального директора АО «Яковлев» — директор программы «Суперджет» Александр Долотовский.

Оптимальной размерностью для современных региональных реактивных самолётов считается салон на 70-110 пассажирских кресел. Такие самолёты обеспечивают достаточную загрузку на маршрутах с умеренным пассажиропотоком 1,5-2 млн человек в год, позволяют авиакомпаниям минимизировать субсидии на перевозку одного пассажира по сравнению с узкофюзеляжными лайнерами и являются оптимальными для полётов по новым маршрутам без риска недозагрузки. В такой размерности предлагаются популярные модели: Embraer E-Jets (E175/E190) и Bombardier CRJ700/900.

Варианты базовой компоновки салона самолёта SJ-100

two_class_100_95 Двуклассная компоновка
86 кресел, шаг: 8C/90 см + 78Y/80 см
Бортовая кухня стандартного размера в переднем отсеке, 2 туалета
Standart_100_95 Стандартная одноклассная компоновка
98 кресел, шаг 80 см
Небольшая бортовая кухня в переднем отсеке, 2 туалета
single_100_95 Одноклассная компоновка
103 кресла, шаг 77,5 см
Небольшая бортовая кухня в переднем отсеке, 2 туалета

Ключевое отличие SJ-100 от конкурентов – вариативность компоновок салона, в котором можно установить восемь кресел бизнес-класса. При конфигурации по четыре кресла в ряд получается полноценный бизнес-класс с одинаковым уровнем комфорта для всех пассажиров. Его аналог, Airbus A220 (бывший Bombardier C-Series), рассчитан на 120-140 пассажиров и относится к узкофюзеляжному классу.

«…наука самолётостроения шагнула вперед, и уже в начале 2000-х годов появилась реальная техническая возможность построить самолёт в сегменте до 100 кресел, который позволит за счёт внедрения аэродинамических и конструктивных инноваций обеспечить высокий уровень и аэродинамического совершенства, и весового совершенства без ущерба для комфорта пассажиров и уровня автоматизации для экипажа. «Суперджет» стал первым самолётом в этой линейке. Ближайший конкурент, который максимально похож на SJ-100 по сочетанию этих факторов – это «Бомбардье» cи-серии, который сейчас продаётся под брендом Airbus A220, но это самолёт большей размерности, это самолёт на 120-140 кресел, поэтому обычно его традиционно уже относят к сегменту малых самолётов узкофюзеляжного класса», – сказал Александр Долотовский.

Авиакомпании уже оценили эффективность SSJ100. Самолёт активно используется на направлениях в обход Москвы и в межрегиональных перевозках. «Полтора-два миллиона в год – это маленький пассажиропоток, на котором невозможно загрузить традиционный узкофюзеляжный самолёт размерности А320 либо В737 на 85-90%, где они формируют профит от эксплуатации. Постановка «Суперджета» на такие маршруты позволяет авиакомпаниям существенно понизить потребный уровень субсидий на перевозку одного пассажирского кресла. За счёт этого как раз и достигается эффект экономики использования такого самолёта», – подчеркнул директор программы SJ-100.

При этом он отметил успешность бизнес-модели, которую по программе «Шаттл» использует авиакомпания «Россия» на рейсах между столицей и Санкт-Петербургом, где интенсивность полётов достигает одного каждые 15 минут. Это позволило увеличить пассажиропоток даже на этом очень загруженном маршруте, где кроме авиаперевозок задействованы скоростные поезда «Сапсан», а также имеется скоростная платная автомагистраль.

Опыт эксплуатации SSJ100 подтвердил его надёжность. По словам Александра Долотовского, «шаттл раскачал дополнительный маршрут, резко увеличил пассажиропоток на этом, казалось бы, без того загруженном направлении.

Динамика перевозок «Аэрофлота» через Санкт-Петербург: итоги 2024 года

«Очень интересный опыт. Мы рассчитываем, что этот опыт будут применять другие перевозчики на других направлениях, ну а для нас, как для разработчиков, конечно, это был очень серьёзный вызов, это очень интенсивная эксплуатация. Здесь даже больше вызов на самом деле не для разработчика, а для нашей системы ППО, в том числе по обеспечению удобства её эксплуатации, не только лётным экипажем, но и наземно-техническим, который позволяет быстро оборачивать самолёт в аэропорту, позволяет быстро находить и устранять неисправности. Интенсивное использование потребовало от разработчиков и сервисных служб быстрого решения технических вопросов. Это стало испытанием для системы послепродажного обслуживания, но результаты говорят сами за себя – самолёт соответствует высоким стандартам», – подвёл итог беседе замгендиректора «Яковлева».

Он добавил, что перспективы SJ-100 выходят за рамки России. Успешная бизнес-модель, основанная на его применении, может быть масштабирована на другие рынки. Для отрасли это не просто новый лайнер, а инструмент, меняющий подход к региональным перевозкам.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (29 оценок, среднее: 4,21 из 5)
Загрузка...