Боинг предупреждает о крутом неуправляемом пикировании B737 MAX

Блумберг сообщает о подготовке в корпорации Боинг предупреждения о возможности самолётов B737 MAX срыва в крутое пике. Документ станет результатом расследования падения у побережья Индонезии самолёта авиакомпании Lion Air, в результате которой погибли 189 человек.

Бюллетень содержит предупреждение эксплуатантам B737 MAX о том, что ошибочные данные системы мониторинга полёта могут привести к резкому пикированию самолёта. Предупреждение основано на предварительных выводах, полученных по результатам расследования аварии лайнера Lion Air. В некоторых случаях, когда ВС управляется лётчиком, а не автопилотом, самолёты B737 MAX автоматически будут пытаться опустить нос, если бортовой компьютер посчитает, что возможна аэродинамическая потеря скорости.

Одним из способов, которым самолёт определяет неизбежность потери скорости, является измерение угла атаки - расчёт угла набегающего потока воздуха к плоскости крыла.

B737 Max 8 авиакомпании Lion Air упал в Яванское море 29 октября через 13 минут после взлёта. Самолёт резко опустил нос, начал пикировать и достиг скорости более 965 км/час в момент удара о водную поверхность. Пилоты запросили возврат в аэропорт Джакарты, но продолжили полёт по маршруту. Согласно сообщению Национального комитета безопасности транспорта Индонезии, лётчики разбившегося самолёта имели ошибочные показатели воздушной скорости.

В заявлении от 5 ноября индонезийские авиационные власти призвали Боинг предпринять необходимые шаги для предотвращения подобных инцидентов с лайнерами Boeing 737 Max, которых в эксплуатации по всему миру насчитывается около 200 самолётов.

Предупреждение является первым конкретным действием, которое следует из предварительных результатов расследования аварии. Боинг имеет существующую процедуру, позволяющую пилотам продолжать полёт в случае, если показания угла атаки станут ошибочными.

Величина угла атаки передаётся в бортовой компьютер, который в некоторых случаях попытается опустить нос самолёта, передав соответствующие управляющие сигналы рулям высоты. Если при этом пилоты не проявят осторожность, их действия могут привести к ситуации, когда вернуть рули высоты в безопасное положение и выровнять самолёт становится невозможным.

Аналогичный случай произошёл в марте 2016 года в аэропорту Ростова-на-Дону в России, когда самолёт B737-800 авиакомпании FlyDubai при уходе на второй круг врезался во взлётно-посадочную полосу под крутым углом. В этом случае система «угол атаки» не задействовалась. В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 м (за 4 км до ВПП) принял решение об «уходе на второй круг» и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлётный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолёта был отклонён на 5 градусов на пикирование, в следствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 град.

На фото Boeing 737-800 VP-BPK авиакомпании "Победа" / (с) Андрей Величко, Авиация России

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (4 оценок, среднее: 3,25 из 5)
Загрузка...