Неотъемлемой частью современного самолёта является высокоавтоматизированная система управления, которая помогает лётчику в полёте и повышает безопасность воздушного судна. В АО "Гражданские самолёты Сухого" разработкой таких систем занимается научно-исследовательское отделение (НИО) аэродинамики, руководитель которого - заместитель главного конструктора по аэродинамике Александр Долотовский в интервью журналу ОАК «Горизонты» рассказал об особенностях этой системы на самолёте Суперджет 100.
В самом начале работ над проектом регионального самолёта первый вариант SSJ100 имел кабину со штурвалом, которая во многом идеологически повторяла кабину Boeing 737 - на тот момент самого массового самолёта. "А320 был в роли догоняющего", - отмечает конструктор.
"С самого начала программы велось активное взаимодействие с пулом потенциальных заказчиков, так называемый консультативный совет с авиакомпаниями, - рассказывает Александр Долотовский. - В 2004 году состоялось историческое совещание этого совета, на котором представители авиакомпаний, что интересно - и европейских, и американских, настоятельно рекомендовали ГСС делать кабину по образу и подобию A320 и обратить внимание на увеличение уровня автоматизации по сравнению с В737".
В ГСС это предложение нашло понимание, так как в России уже был хороший опыт в этой области и по боевым машинам, и по гражданским самолётам. "Достаточно напомнить про Су-27, Ту-204, Ил-96 и ВКС «Буран», самолёты с электродистанционными системами управления, с высоким уровнем автоматизации", - пояснил Долотовский, добавив, что ГСС поддерживает и развивает это направление, работая совместно с ЦАГИ.
"Без ложной скромности скажу, что на сегодняшний день Суперджет 100 с точки зрения ручного управления, один из лучших самолётов в мире в классе коммерческих лайнеров. Имеющиеся у нас наработки устанавливают определённый стандарт уровня автоматизации для систем ручного управления современных самолётов. Все, кто идёт за нами, идёт в эту же сторону, но пока мы остаемся в числе лидеров", - сказал Долотовский.
Он отметил, что Bombardier сделал на CSeries кабину с боковой ручкой, но система ручного управления на этих самолётах имеет автоматизацию на уровне конца 1990-х годов. "У них отсутствует большая часть алгоритмов, которые уже реализованы на Суперджете, включая алгоритм автоматического триммирования. Эта операция у них выполняется вручную клавишами на боковой ручке. Когда в Москву прилетел А350, было очень приятно узнать, что на нём в составе алгоритмов системы управления появились функции, которые впервые были разработаны нами и внедрены для Суперджета", - пояснил Александр Долотовский.
Адвокаты лучше специалистов осведомлены, почему загорелся Суперджет