Проект совместного российско-китайского ШФДМС CR929 находится на этапе анализа предложений по системам самолёта, поступивших от поставщиков, и выбора из них максимально соответствующих требованиям ТЗ. В первом квартале 2020 года, после прохождения проекта стадии Gate 3 (защита эскизного проекта), список поставщиков будет окончательно "заморожен".
Об особенностях процесса выбора поставщиков основных систем и оборудования по программе CR929 пресс-службе ОАК
По его словам, сейчас идёт подготовка к этапу Gate 3, в ходе которого будут выбраны поставщики. "В 2018 году мы закончили выпуск RFP [Request For Proposal – запрос предложений] по всем системам. В апреле – начале мая этого года получили на них технико-коммерческие предложения от тех поставщиков, кто хотел участвовать в проекте. Получился достаточно большой список, - рассказывает Кубасов. - По каждому направлению систем, а их в зоне моей ответственности 15, получилось минимум четыре кандидата. 15 направлений по 4 поставщика по 200 страниц – получается более 12 тысяч страниц для изучения. А там расчёты, которые необходимо проанализировать, выявить сильные и слабые места", - пояснил он, добавив, что этот объём работы делится пополам с китайскими партнёрами.
Алексей Кубасов рассказал, что разработка некоторых систем заказывается «под ключ», по другим системы делятся на составные части. "Потому что на предыдущем этапе RFI [Request For Information – запрос информации] 2-3 года назад мы получили от потенциальных поставщиков или не совсем устраивающие нас предложения, или было видно, что одни сильны в одном, а другие – в другом. Чтобы получить лучший вариант для проекта CR929, было решено, некоторые системы разделить на подсистемы", - разъяснил Кубасов.
Так гидравлическая система разрабатывается как единое целое, а система кондиционирования была разбита на пять разных подсистем.
Для анализа полученных ответов применяется система весовых коэффициентов. "Мы уже договорились о них с китайскими партнёрами в основном по всем направлениям: какие группы ответов по каким направлениям какой вес будут иметь. <...> Используя эти критерии, после анализа полученных материалов мы будем пытаться перевести это всё в цифровой формат, чтобы можно было получить исчислимое значение оценки предложений", - объяснил Алексей Кубасов.
К осени команда разработчиков лайнера ожидает получить уточнённые предложений поставщиков по всем системам. К концу 2019 года будет подготовлен анализ поставщиков с технической точки зрения, который будет представлен комиссии CRAIC.
По итогам Gate 3 будут заморожены все системы и окончательно выбраны все поставщики компонентов. С этого момента с поставщиками начнётся заключение контрактов. "Для начала, как минимум, – контрактов на ОКР", - добавил Кубасов.
Он также рассказал, что российская сторона отвечает за консоли крыла, которые будут выполнены из ПКМ, центроплан, механизацию крыла и пилоны навески двигателей, китайская – за фюзеляж, горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение и за носовой обтекатель.
"Поставщики систем должны учитывать в своих предложениях все нюансы, связанные с установкой и эксплуатацией своих агрегатов на композитном крыле. Это, в первую очередь, связано с требованиями по электричеству и по установке", - уточнил Алексей Кубасов.
CR929 должен быть на 10-15 процентов лучше прямых конкурентов по топливной эффективности