15 февраля 1972 года состоялся первый полёт первого серийного межконтинентального пассажирского самолёта Ил-62М. Командовал экипажем Герой Советского Союза лётчик-испытатель Казанского авиационного завода Борис Вячеславович Машковец. Полёт был выполнен на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова.
Это был первый отечественный реактивный межконтинентальный лайнер. На протяжении многих лет он являлся флагманом гражданского воздушного флота страны. Заложенные проектно-конструкторские решения и высокие лётно-технические характеристики, высокий уровень надёжности и безопасности в эксплуатации обеспечили самолёту долгую жизнь.
Ил-62М представляет собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом, Т-образным оперением и четырьмя двигателями, размещёнными в хвостовой части. Такое расположение двигателей позволило улучшить аэродинамику крыла, уменьшить уровень шума в пассажирском салоне, уменьшить возможность возникновения пожара на борту благодаря удаленности двигателей от топливных баков.
Главные опоры шасси размещены перед центром тяжести пустого самолёта, что позволило уменьшить площадь горизонтального оперения. Для стоянки и руления по аэродрому пустого самолёта в конструкцию ввели специальную убирающуюся хвостовую опору, значительно упростившую погрузку и разгрузку в аэропорту, позволяя производить её в любой последовательности.
Благодаря продуманной аэродинамической компоновке самолёта на нём используется система управления без гидравлических усилителей (бустеров), что повышает её надёжность и снижает массу.
Система электроснабжения впервые в отечественной гражданской авиации была переведена на переменный ток. Эти и множество других конструктивных решений позволили существенно снизить массу конструкции.
Ил-62М отличался от исходного Ил-62 усиленным планером, двухщелевыми закрылками (вместо однощелевых), увеличенным диапазоном углов перестановки стабилизатора и автоматизацией его управления, улучшенной конфигурацией носков руля высоты, включением интерцепторов в проводку управления по крену, новыми центральными узлами штурвального управления, усовершенствованной системой управления, более мощными и экономичными ТРДД Д-30КУ, улучшенной аэродинамикой гондол двигателей, размещением в киле дополнительного топливного бака ёмкостью 5000 литров, новым турбоагрегатом ТА-6А, существенно усовершенствованным навигационным оборудованием. В результате, взлётная масса самолёта Ил-62М возросла со 160,5 т у Ил-62 до 164,7 тонн - на 4200 кг.
На самолёте было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62М служил и до сих пор служит в качестве правительственного борта.
Всего, до 1996 года, было выпущено 193 самолёта Ил-62М.