ПАО «Яковлев» совместно со специалистами Московского института электромеханики и автоматики (МИЭА) завершили разработку алгоритмов системы автоматического управления (САУ) в составе комплексной системы управления (КСУ) самолёта SJ-100 для автоматического и директорного управления полётом, а также управления тягой двигателей. Об этом сообщили в пресс-службе «Яковлева».
«Созданные алгоритмы полностью соответствуют тем, которые реализуются на современных пассажирских самолётах, и позволяют выполнять такие задачи, как директорное управление на взлёте и полностью автоматическое управление на всех остальных этапах полёта. Особенность новой разработки – в алгоритмах автоматической посадки по категории Cat IIIB. Она предполагает автоматическое управление на этапах выравнивания и приземления, а также выдерживание направления движения самолёта вдоль осевой линии взлётно-посадочной полосы», – говорится в сообщении.
При директорном, полуавтоматическом управлении, САУ формирует сигнал рассогласования относительно заданной траектории, и этот сигнал подаётся на многофункциональный индикатор, а лётчик, ориентируясь на положение планок директорного управления и перемещая боковую ручку, полностью управляет рулями, стремясь удержать стабилизированное положение самолёта по тангажу, рысканью и крену.
Для испытания комплекса бортового оборудования самолёта SJ-100 служит полунатурный стенд «Электронная птица», созданном специалистами ГосНИИАС в рамках договора с корпорацией «Иркут» в 2022 году. Ранее подобный стенд был разработан для самолёта SSJ100. Его использование значительно ускоряет процесс разработки и проверки алгоритмов и программного обеспечения САУ, позволяет проводить испытания нового оборудования, моделировать отказы систем и отрабатывать действия экипажа в нештатных ситуациях. Разработанные алгоритмы автопилота и автомата тяги проверялись на таком стенде.
На стенде «электронная птица» начались отработки функционала бортового оборудования SSJ-New
В рамках сертификации SJ-100 инженеры компании «Яковлев» проводят статистическое моделирование автоматических посадок с использованием математических моделей по категориям Cat IIIA и Cat IIIB ICAO. В ходе исследований необходимо выполнить свыше 2 млн посадок со случайным распределением начальных условий.
«Мы успешно провели предварительные испытания САУ, реализованной в составе КСУ, на интеграционном стенде «Электронная птица» с участием инженеров и лётчиков-испытателей. Следующий этап – установка системы на самолёты и проведение лётных доводочных и сертификационных испытаний», – цитирует пресс-служба «Яковлева» главного конструктора SJ-100 Кирилла Кузнецова.
Для завершения программы сертификации и начала коммерческой эксплуатации самолёт SJ-100 в 2025 году должен выполнить около 200 испытательных полётов. Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» в сентябре 2024 года рассказал глава Минпромторга Антон Алиханов. Сертификат типа на импортозамещённый «Суперджет» планируется получить в декабре 2025 года.