Минпромторг РФ и ПАО «Яковлев» заключили контракт, согласно которому будут проведены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на расширение сертификата типа самолёта МС-21-310. Информация об этом размещена на сайте госзакупок.
Общая стоимость работ, которые планируется завершить до конца 2027 года, составляет 21 млрд 704 млн рублей. Финансирование разделено на три этапа, каждый из которых имеет обозначенные сроки исполнения и объём выделяемых средств.
В соответствии с контрактом, наибольшая часть финансирования, а именно 9,941 млрд рублей, запланирована на первом этапе с даты заключения государственного контракта – 4 до 19 декабря 2025 года. Второй этап работ, который продлится с 15 ноября 2025 года по 18 декабря 2026 года, получит 6,962 млрд рублей. Завершающий этап, охватывающий период с 15 ноября 2026 года по 20 декабря 2027 года, будет обеспечен финансированием в размере 4,8 млрд рублей. Детали конкретных задач, которые предстоит решить в рамках каждого этапа, в опубликованных материалах контракта не приводятся.
Ранее, в декабре 2023 года, самолёт МС-21 уже получил одобрение главного изменения (ОГИ), разрешающее увеличение максимальной пассажировместимости до 211 человек. Данное одобрение позволило увеличить на 36 число перевозимых пассажиров по сравнению с предыдущим вариантом, где было разрешено перевозить не более 175 человек. Получение ОГИ открывает перспективы для поставки авиакомпаниям самолётов МС-21 во всех возможных конфигурациях, включая наиболее вместительные варианты компоновки салона.
Одобрение главного изменения типовой конструкции самолёта МС-21, связанное с установкой российского двигателя ПД-14, было получено корпорацией «Иркут» от Росавиации в конце 2022 года. Одновременно было получено одобрение на использование крыла, изготовленного из отечественных композиционных материалов. Внедрение отечественных компонентов является стратегически важным шагом для обеспечения независимости российской авиационной промышленности.
«Новый контракт между Минпромторгом и ПАО «Яковлев» направлен на дальнейшее расширение возможностей МС-21 и может включать расширение эксплуатационных характеристик или внедрение дополнительных систем и оборудования. Конкретные детали работ, которые будут выполнены в рамках контракта, пока не раскрываются, но общая сумма финансирования позволяет предположить, что речь идёт о комплексе доработок, направленных на повышение конкурентоспособности самолёта», – прокомментировал главный редактор сайта «Авиация России» Андрей Величко.
В феврале 2022 года опытный самолёт МС-21-300 проходил испытания в условиях низких температур в Якутске. Целью этих испытаний была проверка работоспособности систем самолёта при температуре ниже минус 30 °C. В ходе испытаний воздушное судно выдерживалось на открытом воздухе в течение 12 часов перед каждым этапом испытаний. Затем проводились процедуры подготовки самолёта к полёту, включающие заправку, включение систем, запуск двигателей и прогрев самолёта.
Несмотря на успешное прохождение испытаний в Якутске, температура -30 градусов не является достаточной для подтверждения возможности эксплуатации МС-21 в условиях экстремально низких температур, характерных для северных регионов. Для получения соответствующего одобрения требуются дополнительные испытания в более суровых условиях. Также необходимо проведение испытаний в условиях жаркого и ветреного климата, который встречается в регионах Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Пока таких испытаний также не проводилось.
Кроме того, необходима дополнительная сертификация на возможность полётов в высоких северных широтах. Такие испытания должны подтвердить надлежащую работу БРЭО, включая инерциальную навигационную систему, а также системы спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС в условиях высоких северных широт плоть до 78° с.ш. Ранее такие испытания в апреле 2018 года прошёл самолёт «Суперджет 100».