Як-141, как прообраз F-35B

Самолёт Як-141, совершивший первый полёт 9 марта 1986 года, создавался как многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный истребитель вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП). Он должен был стать первым в мире боевым СВВП, способным преодолевать скорость звука. Однако сложности в финансировании проекта привели к тому, что столь мощное воздушное судно так и не было запущено в серийное производство.

Разработка самолёта началась в 1974 году. За последующие 9 лет были решены все принципиальные для такой сложной машины вопросы: определена концепция, разработаны конструкции самолёта и силовой установки. Но в 1984 году, после смерти маршала Д.Ф. Устинова, поддерживавшего создание сверхзвукового СВ/КВП, проект был заморожен почти на два года.

Работы над всеми самолётами вертикального взлёта и посадки велись ОКБ Яковлева в тесном сотрудничестве с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского. Так, управление вектором тяги на Як-36, первом среди летательных аппаратов такого типа, отрабатывалось на натурном самолёте в самой большой аэродинамической трубе ЦАГИ. В ходе работ над проектами СВВП в институте были созданы специальные модельные стенды.

Дальнейшие исследования ученых ЦАГИ доказали малую эффективность разработки самолётов с двигательной установки с поворотными соплами. Сотрудники института исследовали и предложили компромиссный вариант для самолёта вертикального взлёта и посадки. Комбинированная силовая установка, состоящая из подъёмно-маршевого двигателя и нескольких подъёмных двигателей, позволяла значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление. Эта схема и была реализована на опытных образцах сверхзвукового Як-141.

Всего было построено 4 опытных экземпляра нового СВ/КВП. На первом и четвёртом экземплярах проводили испытания работы двигателя, а также исследования на стенде моментов сил и статическую нагрузку. Вторая и третья машины отрабатывали программу лётных испытаний.

В 1987 году начались первые пол`ты, а через два года закончились летные испытания Як-141. Истребитель, несмотря на трудности по доводке силовой установки, получился довольно удачным. Летными испытаниями руководил заместитель главного конструктора ОКБ К. Ф. Попович. Только за две недели тестовых полётов на Як-141 было установлено 12 мировых рекордов по скороподъёмности и максимальной боевой нагрузке для этого типа самолёта. Первые испытания на палубе корабля прошли в 1991 году.

Взлёт Як-141, по утверждениям очевидцев, напоминал сюжет из какого-то фантастического фильма. Из-под брюха спокойно стоявшего на полосе самолета под аккомпанемент ревущих двигателей вырвалось жёлто-красное пламя. В какой-то неуловимый момент истребитель, словно опираясь на этот огонь, стал медленно, совершенно вертикально подниматìься в небо. На высоте нескольких десятков метров он завис в воздухе как вертолёт, а потом, убрав шасси, стал нехотя разгоняться и, набрав за короткое время огромную скорость, исчез вдали. Сделав размашистый круг, самолёт замедлил свое движение, остановился в воздухе и, плавно снижаясь, вертикально приземлился.

Осенью 1992 года первый в мире боевой СВ/КВП, способный преодолевать скорость звука, участвовал в программе показательных полётов на авиашоу. Позднее машину показывали на авиасалонах МАКС-93 и 95, но лишь в статической экспозиции.

В октябре 1991 года, во время посадки Як-141 на палубу крейсера, случилась авария: самолёт загорелся. Пилотировавший его лётчик-испытатель катапультировался и не пострадал.

Большой расход топлива Як-141 при взлёте, недостаточный радиус боевого применения и эта катастрофа привели к тому, что программа его испытаний была прекращена, а финансирование приостановлено. Также концу 1991 г. были остановлены работы по подготовке серийного производства Як-141 на Саратовском авиазаводе. Таким образом, в России на долгое время была прикрыта тематика развития самолётов вертикального взлёта и посадки.

В ряде западных газет того времени иностранные специалисты утверждали, что русские с разработкой этого Яка обогнали их по крайней мере лет на десять-пятнадцать. И это было действительно так, потому что фирма «Локхид» в 1996 г для своего проекта по программе JSF — единый ударный истребитель выбрала схемы двигательной установки, а также отклонения сопла подъёмно-маршевого двигателя, аналогичные двигательной установке Як-141.

И американцы этого не скрывали. Они ссылались на соглашение с ОКБ им. А. С. Яковлева, которое позволило им это сделать. Но позже, они отказались от сотрудничества и решили, получив 90% информации, что сделают такой истребитель сами. Им стал F-35В.

По материалам ЦАГИ.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (10 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ