Виртуальный пилот: искусственный интеллект готовится к повсеместному внедрению в авиации

Иллюстрация сгенерирована нейросетью Stable Diffusion / © «Авиация России»

Искусственный интеллект всё активнее проникает в авиацию, предлагая решения для самых разных задач. Одной из амбициозных целей является создание виртуального второго пилота, способного заменить человека в кабине самолёта. Эта на сегодняшний день спорная пока идея, вызывает большой интерес и множество вопросов, касающихся безопасности и надёжности таких систем.

Дефицит лётчиков, снижение эксплуатационных расходов, а также нивелирование человеческого фактора в авиационных происшествиях подталкивают авиационную отрасль к поиску новых решений. Замена второго пилота искусственным интеллектом позволит решить эти проблемы. Однако прежде необходимо ответить на вопросы, связанные с кибербезопасностью, защитой от сбоев и обеспечением безопасной посадки в случае потери работоспособности единственным пилотом в кабине лайнера.

Российские учёные из ГосНИИАС также активно работают над созданием виртуального пилота. Руководитель научного комплекса «Искусственный интеллект и техническое зрение» ГосНИИАС Юрий Визильтер отмечает в интервью пресс-службе ОАК, что речь идёт о создании интеллектуальной системы, которая поможет пилоту в нештатных ситуациях, таких как отказ оборудования или сложные погодные условия. Виртуальный пилот должен поддерживать работу первого пилота, но окончательное решение пока остается за человеком.

Искусственный интеллект может быть полезен на критических этапах полёта: при заходе на посадку, посадке и маневрировании. В штатном режиме самолёты уже сегодня имеют высокий уровень автоматизации, поэтому виртуальный пилот необходим именно в сложных ситуациях.

Техническое зрение играет важную роль в создании виртуального пилота. Оно позволяет объединять информацию от различных датчиков, например, от тепловизоров и камер видимого диапазона. Это необходимо для создания комфортного и информативного изображения для пилота, особенно в условиях плохой видимости. Другая задача технического зрения – это дополнение реального изображения синтезированной графикой, например, для обнаружения взлётно-посадочной полосы и препятствий.

Сейчас разрабатывается функция автоматического руления, которая контролирует положение самолёта относительно полосы и определяет её конец. Юрий Визильтер подчеркивает, что системы улучшенного видения являются вспомогательными, а не основными. Они повышают комфорт и безопасность полёта, но особенно важны при посадке на необорудованный аэродром.

Несмотря на прогресс, до внедрения виртуального пилота в гражданской авиации ещё далеко. Главная проблема – это доверие. Необходимо обеспечить критический уровень безопасности, прежде чем передавать принятие решений искусственному интеллекту. Нужны изменения в стандартах и нормах, а этот процесс идёт медленно и осторожно.

Искусственный интеллект уже сейчас применяется в военной авиации и беспилотной технике. Там он используется для обнаружения и распознавания целей, а также для улучшения изображений. В гражданской авиации нейросетевые технологии используются для предиктивной диагностики, что позволяет оценивать состояние технических систем и предсказывать их неисправности.

В будущем планируется использовать генеративный дизайн для создания компонентов и узлов самолёта с улучшенными характеристиками. «Лаборатория генеративного дизайна должна появиться в Центре оптической авионики, который у нас строится в данный момент», – отметил Юрий Вильзитер.

Искусственный интеллект – это инструмент, который может быть полезен, если его правильно использовать. Не нужно воспринимать «злобный и коварный» ИИ, как нечто, способное захватить мир. У искусственного интеллекта нет желаний, и он вполне управляем. Главное – правильно оценить пользу и опасность этой технологии и решить, как ею распорядиться.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...