Институт Авиационного приборостроения «Навигатор» завершил разработку отечественной системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ). Оборудование может быть использовано на всех типах самолётов. Об этом сообщает
СПСВ, реализующая функции TCAS II, выдаёт экипажу рекомендации по устранению конфликтной ситуации в воздухе. С помощью запросов бортовых приёмоответчиков она определяет дальность, пеленг и относительную высоту окружающих воздушных судов. При взаимодействии с ВС, оборудованным системой TCAS II, производится совместная координация манёвра, позволяющего избежать столкновения.
Разработка питерского «Навигатора» поддерживает обмен данными с бортовыми системами, как по традиционным цифровым интерфейсам типа ARINC 429, так и по перспективным высокоскоростным цифровым интерфейсам AFDX и Ethernet, радикально повышающим надёжность и целостность передаваемых данных. СПСВ создана с учётом перспективных международных программ развития авионики — SESAR и NextGen с использованием операционной системы ARINC 653 и имеет широкие возможности обновления функциональности в течение жизненного цикла.
По словам Сергея Бабурова, СПСВ — первая отечественная система, которая предупреждает самолёты, выдаёт сигнал в автопилот для уклонения от столкновения с другими ВС. Разработка велась по инициативе самой компании. «Это последний блок авионики, которого не хватало нашей авиационной промышленности», — пояснил он.
Он рассказал, что у системы есть режим гибридного наблюдения — наблюдение за воздушной обстановкой в пассивном режиме и активной антенны, которая передаёт информацию другим воздушным судам о своём местонахождении. СПСВ может применяться на любом типе российских самолётов: Ил-96, Superjet 100, Ил-114-300, МС-21, Ту-214. «Сейчас система уже устанавливается на эти самолёты, а проходит испытания на самолёте Л-410», — добавил руководитель предприятия-разработчика.
По его словам, мировым монополистом на рынке подобных систем является американская компания Collins Aerospace со своей разработкой TCAS. «Она настолько сложная, что американцы шли к ней десятилетия. Мы тоже. И это большая удача — сделать такую уникальную систему. Этот прибор ждала вся отечественная индустрия», — подчеркнул гендиректор «Навигатор».
Он добавил, что СПСВ без системы предупреждения близости земли впервые была представлена на МАКС-2021. Сейчас в СПСВ интегрировано несколько дополнительных функций, в том числе распознание контура земли.