Специалисты «ОДК-Сатурн» разработали технологию нанесения термобарьерных покрытий для защиты деталей наземных и морских газотурбинных двигателей от негативных влияний высокотемпературной солевой коррозии и окисления. Новое решение позволяет увеличить коэффициент полезного действия и срок эксплуатации силовых установок, рассказали в пресс-службе ГК Ростех.
Электронно-лучевой способ нанесения покрытий препятствует негативному воздействию нагрева, коррозии и повреждению деталей из жаростойких сплавов, которому постоянно подвергаются газотурбинные двигатели. Формирование более эффективного слоя защиты происходит в последовательных процессах: сначала защитные материалы испаряют с помощью электронного луча, затем конденсируют их в условиях вакуума на поверхность детали.
Благодаря предложенному специалистами рыбинского двигателестроительного предприятия способу формирования и нанесения специальных покрытий удалось повысить адгезионные свойства покрытий, улучшить характеристики силовых установок и значительно уменьшить влияние высокотемпературной солевой коррозии и окисления, тем самым увеличив срок эксплуатации двигателей – как наземных, так и морских.
Эффективность новых систем термобарьерных покрытий доказана опытным путем. Детали с нанесенным защитным слоем прошли ряд испытаний. Их подвергали физическим процессам, которые возникают в потоке продуктов сгорания топлива. Устойчивость к сопротивлению проверялась в среде кратковременной циклической высокотемпературной нагрузки и при механических воздействиях.
Переход от теоретической идеи к практическому воплощению проекта рыбинские моторостроители осуществили совместно со специалистами Крыловского государственного научного центра, МГУ им. Н. П. Огарёва, НПО «КИТ-Энерго», РГАТУ им. П. А. Соловьёва.
Нанесение различных видов покрытий, служащих для эффективного прирабатывания соприкасающихся поверхностей деталей, повышения их износостойкости, жаростойкости и теплозащиты, относится к базовым технологиям, освоенным в рамках научно-технологической стратегии ОДК.