В России разработана своя система технического зрения для гражданских самолётов

Как показывают исследования Всемирного фонда безопасности, почти 75% аварий самолётов при заходе на посадку и посадке происходят в аэропортах, где недоступны или отсутствуют приборы точного захода в условиях плохой видимости. В связи этим одним из важнейших направлений совершенствования бортовой авионики является разработка аппаратно-программных комплексов технического зрения, которые по функциональным характеристикам делятся на три типовых класса: системы улучшенной визуализации (EVS), системы синтезированного видения (SVS) и системы автоматизированного видения.

Системы улучшенной визуализации (EVS) формируют улучшенное изображение внешней среды по изображениям с телевизионного и тепловизионного канала и отображают его на индикаторе на лобовом стекле или многофункциональном индикаторе-дисплее. На улучшенном изображении пилот может визуально идентифицировать объекты окружающего ландшафта и ВПП, которые в условиях ограниченной видимости не видны невооруженным глазом.

За рубежом первые системы улучшенной визуализации начали выпускать около 10 лет назад. Ни в Советском Союзе, ни в России такие системы не производились. Работы по созданию отечественной технологии начались в 2006 году.

Ученые Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) разработали первую отечественную технологию улучшенного и синтезированного видения для пилотов гражданских самолётов и вертолётов, сообщают "Известия". Система соответствует требованиям международного стандарта RTCA DO-315 и со временем может заменить аналогичные импортные системы зарубежных разработчиков на отечественных воздушных судах.

Как рассказал начальник подразделения технического зрения ГосНИИАСа профессор РАН Юрий Визильтер, технология обеспечивает увеличение дальности видимости объектов аэродромной инфраструктуры за счёт вывода на бортовой дисплей обогащенного графического изображения закабинного пространства на основе совместной обработки сенсорной и геопространственной информации от разноспектральных датчиков технического зрения.

В основе технологии — алгоритм, который опирается на методы фотограмметрии - научно-технической дисциплины, занимающейся определением формы, размеров, положения и иных характеристик объектов по их фотоизображениям. При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости - в тумане или при обледенении кабины, автоматика ищет опорные объекты с известным геопространственным положением — объекты аэродромной инфраструктуры, ограничительные огни взлётно-посадочной полосы, рельеф местности. Камеры формируют 3D-проекцию закабинной обстановки и передают картинку на экран.

В разработке приняло участие несколько отечественных предприятий, в том числе ООО «Квантово-оптические системы», АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем», АО ««Раменское приборостроительное конструкторское бюро».

Прототип системы улучшенного и синтезированного видения — небольшой прибор весом 2,5 кг для самолётов гражданской авиации — прошёл стадии стендовой отработки и первичных лётных экспериментов и готов к стадии лётных испытаний. Недавно прибор проходил испытания на небольшом самолёте.

— Системы улучшенного и синтезированного видения, а точнее, их прототипы, разработанные ГосНИИАСом, имеют серьёзную перспективу в гражданской авиации, — считает генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» Сергей Коротков. — Высокий уровень моделирования закабинной обстановки необходим для принятия решений экипажем при совершении захода на посадку, посадки, руления в сложных метеорологических условиях и в условиях ограниченной видимости. Выработка новых решений в области отечественной авионики наиболее актуальна сегодня, когда большинством производителей взят курс на импортозамещение.

Сергей Коротков отметил, что при успешном завершении всех испытаний технология может быть внедрена в производство новейших отечественных гражданских судов.

В ближайшее время специалисты ГосНИИАСа планируют начать международную сертификацию технологии улучшенного и синтезированного видения.

— Очень здорово, что подобный проект реализуется в России, так как несколько лет назад система синтетического видения начала использоваться на иностранных воздушных судах. Благодаря ей безопасность полётов значительно увеличится, — считает Алексей Афанасьев, заместитель начальника лаборатории интеграции авионики Московского авиационного института.

Сейчас системы технического зрения для российских самолётов SSJ 100 и МС-21 поставляет французская компания THALES.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...