ФГУП «ЦАГИ» – активный участник кооперации по программе создания импортозамещённой версии самолёта «Суперджет 100» – SSJ-New. В 2019-2020 годах в институте был выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с расчётными исследованиями вариантов развития модельного ряда семейства самолётов SSJ100, аэродинамическим проектированием самолёта с улучшенными лётно‑техническими характеристиками, сопровождением работ в обеспечении прочности конструкции летательного аппарата, формированием облика системы автоматического управления и системы предотвращения выкатывания за пределы взлётно-посадочной полосы.
В 2021 году в ЦАГИ проведён цикл работ, связанных с изучением бафтинга – явления аэроупругости, которое приводит к вынужденным колебаниям конструкции, что может приводить к снижению её ресурса. Об этом сообщает пресс-служба ЦАГИ.
«Наша первоочередная задача – спрогнозировать, как бафтинг проявится в натурных условиях, в том числе и на режимах взлета и посадки самолета. Это необходимо для снижения рисков возникновения этого опасного явления на проектируемом самолете SSJ-New», – рассказывал летом 2021 года, начальник отдела отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ Анатолий Крапивко.
Cотрудники института исследовали горизонтальное оперение (ГО) модели воздушного судна на взлётно-посадочных режимах. На первом этапе эксперименты проходили в аэродинамической трубе Т-101 при скоростях потока 15 м/с.
Модель была помещена на платформу, имитирующую взлётно-посадочную полосу. Эксперименты проводились в разных комбинациях установки тормозных щитков и интерцепторов, модель и ГО перемещались под разными углами атаки. Результаты обработки вибраций модели методами спектрального анализа и визуализация картины обтекания ГО с помощью шелковинок позволили получить предварительные оценки характеристик бафтинга. Они в определенной мере согласуются с данными анализа вибраций ГО самолёта SSJ100 при посадке, которые получены за более чем десятилетнюю эксплуатацию машины. Результаты продувок соответствуют итогам расчётных оценок.
На следующем этапе испытаний в АДТ были рассмотрены различные варианты изменений конструкции хвостовой части исследуемой модели с целью устранить возможное проявление опасной формы бафтинга или снизить его интенсивность.
«Проведенные исследования необходимы для снижения рисков возникновения бафтинга в рамках программы по созданию авиалайнера SSJ-New. Учёные института продолжат поиск путей совершенствования конструкции проектируемого самолёта семейства Суперджет 100 для предотвращения опасных явлений аэроупругости на всех режимах полёта», – отметили в пресс-службы института.