Ту-160М2: к работам по возобновлению производства подключены все авиационные КБ России

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение подключить к процессу создания модернизированного варианта самолёта Ту‑160 — бомбардировщика Ту‑160М2 — сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации.

— В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолёта без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, — рассказал «Известиям» вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов. — Соисполнителями у «Туполева» стали ОКБ Сухого, РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ТАНТК им. Г.М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию «виртуального КБ ОАК», способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки.

Производство стратегического бомбардировщика Ту‑160 было развернуто в 1984 году на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (ныне входит в состав компании «Туполев»). Ту-160 стал самым большим в мире военным самолётом в своём классе: его вес около 300 т. За белоснежную окраску и грациозный полёт самолёт получил неофициальное название «Белый лебедь». Производственная кооперация самолёта в советское время включала около 600 крупных поставщиков. Уникальные характеристики позволили Ту‑160 поставить более 40 мировых рекордов. Самолёт способен без дозаправки преодолеть 12 тыс. км, развивая максимальную скорость 2200 км/ч.

В апреле прошлого года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту‑160 в модернизированном виде. Обновленный самолёт будет называться Ту‑160М2. До 2020 года на вооружение Воздушно-космических сил планируется поставить 10 таких самолётов. Ту‑160М2 отличается от своего предшественника новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. По сути это будет новый самолёт со старым обликом.

— Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ — Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна — собраны и работают в одной команде, — отмечает заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов. — Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Задача — создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах.

ОАК объединила в «виртуальное КБ» рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на 40 различных площадках — авиастроительных КБ и заводах, предприятиях-смежниках. Специально под проект Ту‑160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно.

— В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолёта, — говорит генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков. — При реализации проекта Минобороны Минпромторг, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата.

Ряд ведущих конструкторских школ — «Сухого», «Иркута» — уже имеют опыт создания современных самолётов поколений 4++ и 5. Однако в каждом КБ сложилась своя практика проектирования в определенных программах, используются свои протоколы обмена информацией. Для унификации руководство ОАК выбрало решение на базе продукта ЭЛОИЗ, эта программа широко используется конструкторами.

— В России существуют мощные школы проектирования в разных фирмах. Благодаря совместной работе конструкторы в разных регионах страны получили возможность обмениваться опытом друг с другом, перенимать навыки, — подчеркивает Валерий Солозобов.

22 марта 2016 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации Виктор Бондарев проинспектировал ход выполнения гособоронзаказа и работ по воспроизводству Ту-160 на КАЗ им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев». Главком ВКС России посетил цеха ремонта и модернизации авиационной техники военного назначения – Ту-22М3 и Ту-160.

«Развернуты масштабные работы по воспроизводству Ту-160 и созданию модернизированной модификации ракетоносца, в которых задействовано множество российских предприятий различных отраслей, - подчеркнул Виктор Бондарев. – Безусловно, это сложный проект, и огромное значение имеет модернизация производственных мощностей, в результате которой страна приобретет новый завод».

С информацией о темпах выполнения госборонзаказа главкома ВКС России ознакомил первый заместитель директора КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» Зуфар Миргалимов.

По материалам газеты Известия и пресс-службы ОАК

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...