Президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова, где для главы государства был организован демонстрационный полёт нового сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М "Пётр Дейнекин" по программе лётных испытаний.
Полёт проходил на высоте 300 метров и длился около семи минут. Лётчики выполнили манёвры, которые позволяли проверить устойчивость и управляемость самолёта в воздухе. Погодные условия были достаточно сложные: аэродром накрыло снежным зарядом. Президент попросил поблагодарить пилотов от его имени.
Владимир Путин заявил, что новый самолёт Ту-160М, за полётом которого он наблюдал в Казани, укрепит ядерную триаду РФ. "Это [создание самолёта] серьезный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны, потому что это один из элементов нашей ядерной триады в воздухе", - отметил он в беседе с работниками Казанского авиационного завода имени Горбунова.
Глава государства назвал проведённую работу по созданию самолёта "большим успехом коллектива завода". Президента пригласили через полтора года совершить полёт на этом самолёте, в ответ на что Путин напомнил, что уже летал на самолёте-предшественнике.
Глава ОАК Юрий Слюсарь отметил, что глубокая модернизация позволит увеличить боевую эффективность самолета более чем на 60% за счет расширения функций и улучшения характеристик бортового оборудования, повышения точности навигационных систем, использованию новых средств самообороны и противодействия. На самолете будет установлена новая информационно-управляющая система, преимущество которой в возможности сбора, обработки и вывода полетной информации в единой системе. Самолет сможет применять новые виды вооружений.
Юрий Слюсарь также рассказал о первом полете нового полностью российского модернизированного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А в Ульяновске. Вместе эти воздушные комплексы обеспечат решение всех боевых задач стратегической авиации.
Для возобновления производства военных «стратегов» Ту-160М осуществляется масштабное техперевооружение Казанского авиазавода. На сегодняшний день это самая крупная модернизация авиационного производства в России. Значительные средства направлены на реконструкцию цехов основного производства, аэродромно-испытательного комплекса и инфраструктурные объекты.
Там же на Казанском авиационном заводе в присутствии президента России Министерство обороны и ПАО "Туполев" заключили контракт на поставку модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Подписи под документом поставили замминистра обороны Юрий Борисов и глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, сообщает
Во время встречи с работниками КАЗ Путин подчеркнул, что не сомневается в слаженности дальнейшей работы по Ту-160. Он вновь заявил о необходимости развивать и гражданскую авиацию, в том числе подумать о гражданской версии Ту-160. Такой самолёт будет востребован, хотя для его создания потребуется большая работа, добавил он.
"Надо сделать гражданскую версию, - сказал Путин. - Ту-144 почему сошёл с производства - билет должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолёт". Президент обратил внимание, что быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калининграда до Владивостока.
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил Путину, что у корпорации уже есть проект подобного сверхзвукового гражданского лайнера.
Ту-160
Многорежимный сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160 – самый большой самолёт с изменяемой геометрией крыла, один из наиболее мощных в мире боевых самолётов. На модернизированном Ту-160М обновлено пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. Модернизировано существующее оборудование: комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями.
Проект позволил внедрить ряд принципиальных новшеств в системе российского авиастроения. Работу над цифровым проектом самолёта вели совместно ведущие авиационные КБ – Туполева, Бериева, Ильюшина, Сухого, Яковлева. Инженеры и конструкторы работали в режиме, так называемого, «распределенного КБ» с помощью специальных защищённых каналов связи. Это позволило значительно сократить сроки проектирования и оптимизировать затраты.
В 2017 году завершён ключевой этап реконструкции производства – запущена работа электронно-лучевой сварки титановых конструкций центральной балки самолёта. Это самый крупный в мире аппарат по сварке агрегатов из титана. Центральная балка весом около 6 тонн – наиболее нагруженный агрегат Ту-160М, к нему прикреплены основные механизмы, обеспечивающие изменяемую стреловидность крыла и само крыло самолёта. Общая протяжённость сварочных швов – около 140 метров, сварка происходит на высоких скоростях до 36 м/час. При производстве Ту-160 используется наибольшая в авиации доля титана, около 30% от общего веса. Поэтому восстановление технологии было критически важным условиям реализации программы.