На выставке авиационной техники в Домодедово в 1967 году демонстрировался пассажирский самолёт Бе-30, сконструированный коллективом Г. М. Бериева.
Это был цельнометаллический моноплан с высоко расположенным крылом, самолёт предназначался для линий местного значения. Повышенная энерговооруженность, трехопорное шасси с передним колесом и пневматиками низкого давления, механизированное крыло с небольшой удельной нагрузкой позволяют эксплуатировать этот «воздушный автобус» на небольших грунтовых аэродромах. Длина разбега Бе-30 не более 200 м, пробег после посадки 130—150 м.
Два турбовинтовых двигателя ТВД-10 мощностью по 950 лс каждый, установленные в крыле площадью 32 м2, обеспечивают Бе-30 достаточно высокую для линий малой протяженности крейсерскую скорость полета — 480 км/час (посадочная —130 км/час). В свободном салоне установлены 14 пассажирских кресел. Санитарный вариант самолета рассчитан на перевозку 9 лежачих, 6 сидячих больных и одного сопровождающего медицинского работника.
Нормальный взлётный вес Бе-30 около 5700 кг, из них 1100—1300 кг — платная нагрузка. Дальность полёта — от 400 до 800 км, с полной заправкой четырёх крыльевых баков-отсеков — свыше 1200 км. Это позволяло в случае необходимости использовать самолёт для внерейсовых полётов, в частности, для перевозки геологов, обслуживания морских промыслов и пр.
Самолёт должен был оснащаться комплексом пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудования, противообледенительной системой, что давало ему возможность выполнять полёты днём и ночью, а также в сложных метеорологических условиях.
Первый полёт состоялся 8 июля 1968 года. Самолёт успешно прошёл испытания в различных климатических условиях и получил положительные отзывы лётных и технических служб. Опытный самолёт Бе-30 демонстрировался в 1969 году на 28-международном Салоне в Ле Бурже. Всего было построено восемь самолётов.
Когда государственный испытания подходили к завершению были устроены сравнительные испытания Бе-30 с вновь созданным Ан-28. По таким показателям, как максимальная скорость, грузоподъёмность, дальность, экономичность, комфортабельность для пассажиров, устойчивость к боковому ветру при посадке Бе-30 уверенно опережал своего конкурента. Но у Ан-28 было очень важное качество — он имел очень удобную грузовую кабину для транспортировки крупногабаритных изделий. В результате Министерством гражданской авиации СССР было принято решение принять в эксплуатацию оба самолёта в пропорции 50 на 50 процентов. Однако из-за отсутствия у КБ Бериева завода, способного производить Бе-30 и появления ещё одного конкурента — Л-410 серийное производство самолёта так и не началось.
Источники:
- Справочник "Самолёты страны Советов". Москва, ДОСААФ, 1973 г.
- Википедия, Бе-30