В ближайшее время в рамках выполнения государственного контракта, подписанного на Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», Минобороны получит от АО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» первую партию серийных самолётов МиГ-35 для опытной эксплуатации. О серийной новинке и планах по её выпуску обозревателю газеты «Красная звезда» рассказал генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко.
– Илья Сергеевич, экипажи Государственного лётно-испытательного центра Минобороны России интенсивно осваивают многофункциональные авиакомплексы МиГ-35. Давайте начнём наш разговор с вашей оценки нового самолёта. Насколько успешна работа, проделанная конструкторами проекта?
– При проектировании МиГ-35 мы добились практически двойного увеличения внутреннего запаса топлива и боевой нагрузки. Внешние топливные баки и система дозаправки в полёте (в том числе от однотипных самолётов) позволяют ему иметь боевой радиус действий, сопоставимый с истребителем тяжёлого класса.
Максимальная взлётная масса МиГ-35 по сравнению с МиГ-29 возросла на 30% и достигла 23,5 т. При этом конструкторам корпорации удалось сохранить высочайшие лётно-технические характеристики, а также внедрить в конструкцию ряд существенных усовершенствований. Например, улучшены несущие свойства крыла и значительно повышена общая прочность конструкции.
Самолёт МиГ-35 оснащён эффективной бортовой радиолокационной станцией, разработанной АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии». БРЛС обеспечивает сопровождение 30 воздушных целей на расстоянии до 160 км и позволяет одновременно поражать до шести воздушных и четырёх наземных объектов. Одновременно с этим корпорация «МиГ» предлагает потенциальным заказчикам авиационные комплексы, оснащённые инновационными радарами с пассивными и активными фазированными решётками.
Несмотря на то что МиГ-35 относится к самолётам поколения «4++», устанавливаемое на него бортовое радиоэлектронное оборудование по своим характеристикам не уступает применяемому на зарубежных истребителях пятого поколения.
Новейшее БРЭО на авиакомплексе в полной мере обеспечивает возможность ведения воздушного боя днём и ночью, в пределах и за границей визуальной видимости. Высокоэффективные средства радиолокационной и оптической разведки, установленные на МиГ-35, позволяют обнаруживать малозаметные воздушные и наземные цели. Всего этого удалось достичь благодаря интеграции в самолёт новейших систем, ранее применявшихся лишь в космонавтике.
– В дальнейшем какие изменения претерпит, так скажем, базовая модель, какие новые и модернизированные комплексы, системы планируется или будет возможно установить на неё?
– Безусловно, при создании «тридцать пятого» мы предусмотрели возможности для дальнейшего его совершенствования. По мере появления новых систем и технологий мы сможем предложить модернизацию самолёта, в том числе до уровня следующего поколения. Заложенный в МиГ-35 принцип «открытой архитектуры» обеспечивает широкие возможности в плане модернизации бортового оборудования.
– Илья Сергеевич, в завершение нашей беседы расскажите о состоянии производственной базы РСК «МиГ». На какой тип объёмов серийного производства нового авиакомплекса МиГ-35 сориентирована сформированная кооперация предприятий-соисполнителей?
– Государственной программой вооружения предусмотрена поставка авиационных комплексов МиГ-35. Думаю, что более правильно адресовать вопрос о количестве и сроках поставки новой авиатехники нашему заказчику – Министерству обороны России.
Сегодня мы готовы полностью заменить весь парк самолётов МиГ-29 на новые МиГ-35. Текущие производственные мощности корпорации «МиГ» позволяют производить ежегодно более 30 машин.
Eсли говорить о производстве, то уже сегодня мы внедрили и запустили ряд проектов по цифровизации производственного комплекса. Внедряемые системы интегрируются в производственные площадки и цеха, объединяются в единую производственную сеть, позволяющую задействовать все наши производственные и конструкторские мощности.
Это современная цифровая среда, позволяющая нам в режиме онлайн контролировать ход производства каждого самолёта – от этапов закупки материалов и комплектующих до производства агрегатов, окончательной сборки и испытаний готовых изделий.
В свою очередь, внедрённая нами цифровая система электронного проектирования позволяет перейти от 2D-чертежей к использованию 3D-моделей.
Таким образом, мы повышаем эффективность применения систем проектирования на предприятии, оптимизируем трансфер документации из конструкторского бюро на производство и сокращаем сроки от начала разработки до изготовления первых образцов в 2-3 раза.
Уже сегодня мы активно внедряем систему штрих-кодирования, которая минимизирует возможность искажения данных об изделиях на производстве. Это позволит в несколько раз сократить время инвентаризации и оптимизирует логистические процессы. До конца 2019 года мы планируем полностью внедрить эту систему и интегрировать её в цифровую платформу.
Внедрение высокотехнологичных цифровых систем и техническое перевооружение предприятий корпорации требуют активного изменения самой системы управления производством, повышения культуры производства.
Сегодня на более чем 70 процентах рабочих мест корпорацией «МиГ» внедрена система 5С. В 2018 году мы запустили более 100 проектов развития производственной системы. Общий экономический эффект от внедрения проектов производственной системы только в 2018 году составит более 34 млн рублей.