Летом 2024 года на Иркутский авиазавод из ульяновского филиала ПАО «Ил» был передан продольно-фрезерный обрабатывающий центр, предназначенный для разделки отверстий в узлах навески киля на подкилевом отсеке (ПКО) и узлах киля самолёта МС-21. Передача связана с изменением производственной кооперации и позволяет ИАЗ самостоятельно выполнять финишную обработку подкилевого отсека МС-21.
Ранее разделка отверстий выполнялась в Ульяновске, где производилась сборка хвостового оперения, а отсек поставлялся на ИАЗ уже с готовыми отверстиями. Подобное изменение в производственной цепочке позволило исключить неэффективную логистику, связанную с транспортировкой отсека в Ульяновск только для финишной обработки.
«Трое наших сборщиков-клёпальщиков прошли обучение в отделе 316, преподавателями выступили специалисты отдела 334. До этого мы не работали с оборудованием подобного типа, поэтому, чтобы понять, как именно проводится обработка, практической части обучались в командировке в городе Ульяновске, где до этого эксплуатировался станок», – рассказал заводской газете «Иркутский авиастроитель» мастер цеха 246 Александр Фадеев. Такой подход позволил получить необходимую теоретическую базу и практический опыт работы на оборудовании, ранее не использовавшемся на ИАЗ.
В сентябре завершились работы по установке станка, и в цехе начали обработку отверстий на пробных технологических образцах. Когда прибыл подкилевой отсек очередного комплекта МС-21, подготовительные работы и тренировочная обработка технологических образцов были завершены. В январе агрегат был установлен в станцию и произведена непосредственная («боевая») разделка отверстий.
Технологический процесс обработки одного отверстия включает в себя ряд последовательных операций. Сначала измерительным щупом выполняется базирование инструмента относительно установленного в оснастку ПКО. На первом этапе черновой фрезой производится обработка диаметра с 30 до 32 мм. Далее – две черновые развертки доводят диаметр отверстия до 33,9 мм. На заключительном этапе производится чистовая развертка классного отверстия.
Черновая фрезеровка одного отверстия занимает около 50 минут, остальные операции выполняются в течении 30-40 минут. В сумме работа по плану занимает шесть рабочих смен. Обработка первого подкилевого отсека уже завершена, он перемещен в цех 255 для дальнейшей стыковки с отсеком Ф5.
«Пока ещё идёт отладка процесса, специалисты продолжают осваивать новые режимы и технологии. Работы на первых этапах проводятся под контролем и с помощью ведущих инженеров и группы измерителей агрегатно-сборочного производства по гражданской авиатехнике, а также всех служб ИАЗ», – отметили в цехе 246.