Создание кибернетических систем способных выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, инициировало значительный рост производительности во многих отраслях. Не стала исключением и авиация. Воздушное сообщение ещё не приобрело полную автоматизацию, но ведущие авиакомпании и производители самолётов уже инвестируют в искусственный интеллект.
Эта статья рассказывает о возможностях, которые открывает перед гражданской и транспортной авиации внедрение ИИ. Больше статей о грузовых авиаперевозках и авиации – в блоге
Авиация и возможности ИИ
Перспективы внедрения в авиацию систем, управляемых искусственным интелектом, поистине захватывают. Они относятся к повышению качества подготовки пилотов, уменьшению профессиональных рисков лётчиков и расширению функций автопилота.
Все эти возможности могут значительно удешевить грузовые и пассажирские перевозки, увеличить их объём, повысить безопасность перелётов. Огромные надежды на удешевление авиаперевозок возлагаются на беспилотные системы (БВС).
Высокая реалистичность тренажёров
Эксперты уверенны, что симуляторы полёта, управляемые искусственным интеллектом, позволят создать полный визуальный ряд для пилотов на тренажёрах. Это повысит профессиональную подготовку лётчиков и создаст базу для перехода на качественно иной уровень возможностей авиатренажёров. Собрав данные, полученные в процессе тренировок, компьютер с ИИ позволит значительно улучшить системы управления ВС и автопилоты, а также перейти на полностью беспилотное управление.
Снижение нагрузок на авиаторов
Искусственный интеллект будет способен оказать помощь пилотам в управлении воздушным судном. Управление самолётом голосовыми командами и прогнозирование полётной ситуации способно повысить комфорт пилотирования и ускорить выполнение команд.
Не менее интересной разработкой является робот Alias. Установленный на месте второго пилота, он контролирует данные с приборной панели при помощи нескольких видеокамер. Механический манипулятор, реагируя на обстановку, управляет рулевой колонкой и дроссельной заслонкой. Такие системы в будущем могут сократить количество членов экипажа. Первый пилот останется на борту руководителем, а выполнять все процедуры от взлёта до посадки будет Alias.
Увеличение возможностей автопилота
При полётах на современных самолётах, оборудованных компьютерами, на долю лётчиков приходится 90% выполняемой работы. Современный софт предусматривает возможность изменить это соотношение.
Система посадки Garmin Electronic Stability and Protection (ESP) контролирует состояние самолёта, функционируя независимо от автопилота, и применяет управляющее воздействие для обеспечения стабильного полёта всякий раз, когда отклонения по тангажу или крену превышают рекомендуемые пределы. ESP также может распознавать, приближение к пониженной или повышенной скорости, например, срыв потока или недопустимо крутое снижение, и вносит соответствующие корректировки в органы управления.
Также ESP может показать пилоту ближайший аэропорт или сообщить о погодных условиях.
Прогноз возможностей
Перспективы внедрения ИИ в авиационную отрасль огромны. Разработки, использующие искусственный интеллект, уже значительно облегчают авиаперелёты. Препятствиями на пути внедрения новой технологии стали два фактора.
Для получения разрешения на внедрение в авиационную отрасль систем с искусственным интеллектом, таких как автопилоты и беспилотные воздушные суда, в целях необходим длительный цикл испытаний.
Быстрое внедрение беспилотных средств невозможно, по причине отсутствия юридической базы. На данный момент во всем мире ведётся подготовка законодательных актов, регламентирующих правила производства и движения БВС. В России предполагается поэтапное внедрение беспилотников.
В интервью изданию Aviation Explorer руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько рассказал 21 марта 2021 года, что работа по совершенствованию законодательства и устранения административных барьеров уже ведётся.
«Правительством РФ утверждена соответствующая "дорожная карта" Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет". В ней содержится перечень основополагающих нормативных правовых актов воздушного законодательства, их совершенствование позволит обеспечить развитие беспилотных технологий в транспортной сфере, в т. ч. законодательного регулирования вопросов одновременных полетов пилотируемых и беспилотных ВС», - сказал глава Росавиации.
По его словам, до 2023 года будут разработаны законы, упрощающие процедуру использования воздушного пространства, а к 2027 году будут разработаны технологии наземного обеспечения полётов БВС.
Спонсор: блог
На фото: робот Alias на месте второго пилота в авиатренажёре B737 / ©