В подмосковном Жуковском продолжается подготовка самолёта Ту-144 для установки на постамент при въезде в город. Памятник сверхзвуковому лайнеру планируется открыть в апреле 2017 года к 70-летию авианаукограда на дорожной развязке ул. Туполева и Туполевского шоссе.
Авиация России уже сообщала о планировавшемся в августе открытии памятника первому пассажирскому сверхзвуковому самолёту Ту-144, однако сроки были перенесены из-за недостаточного финансирования проекта.
Машина с бортовым номером СССР-77114 находится на территории ЛИИ им. Громова на стоянке АО «Гражданские самолёты Сухого». Председатель благотворительного фонда «Легенды авиации», заслуженный лётчик-испытатель Валерий Ваньшин рассказал журналистам издания
- Чтобы перевезти самолёт, вначале нужно привести его в режим расстыковки, то есть отстыковать крылья от фюзеляжа. Для этого нужно выкрутить порядка 800 болтов, по 400 с каждой стороны. Самолёт 16 лет простоял без движения, и каждый болтик даётся тяжело, часто просто высверливаем. Сейчас уже порядка 200 болтов выкрутили (на июль 2016 года - прим. Авиация России). С определенного момента крыло, вес которого около пяти тонн, начало крениться, и мы подставили специальные стойки для поддержки. Когда крылья отстыкуем от фюзеляжа, начнём готовить самолёт к покраске, а покрасим мы Ту-144 в его родные аэрофлотовские цвета.
Борт СССР-77114 "Москва" совершил свой первый полёт 13 апреля 1981 года. В июле 1983 года установил три мировых рекорда, в 96-м самолёт был переоборудован из Ту-144Д в Ту-144ЛЛ с двигателями НК-32-1. В рамках исследований по программе NASA СПС-2 (сверхзвуковой пассажирский самолёт 2-го поколения) выполнил 32 полёта, последний полёт борт совершил в апреле 1999 года.
Внутри самолёта было много контрольно-измерительной аппаратуры, часть которой оставили для экспозиции – самолёт планируется превратить не просто в памятник, а в музей. Там, где у лайнера был технический отсек, предполагается смонтировать специальную винтовую лестницу, по которой посетители будут подниматься на борт.
Валерий Ваньшин рассказывает, что когда к самолёту подсоединили электрогенераторы, провели электричество, проверили механизмы опускания и подъёма носа, выпуск крыльев, всё работало великолепно, хотя с 1999 года самолёт простоял под открытым небом без движения.
Место, где будет установлен Ту-144 - это кольцевая развязка, которая находится на пересечении Туполевского шоссе и улицы Туполева. Оно символично, здесь всё связано с именем создателя легендарной машины.
– Самолёт и сопутствующая инфраструктура разместятся здесь на площади почти четыре тысячи квадратных метров, – рассказывает Ваньшин. – Примерно 200 квадратных метров из них будет занимать павильон, в котором расположится музей авиаконструктора Туполева, рядом – помещение с тренажёрами, где все желающие смогут «полетать» в кресле пилота Ту-144, также будет магазин сувенирной продукции. Ну а в салоне самолёта, кроме воссозданного интерьера, расположится экспозиция, посвященная истории сверхзвуковой авиации. Что-то подобное тому, что многие уже видели в другом ТУ-144 под серийным номером 115, который с 2007 года выставляется на МАКСе и вызывает, кстати, огромный интерес.
– Смета проекта составляет 42 миллиона рублей, но пока такой суммы нет, хотя с самого начала нас активно поддержали, в том числе ведущие предприятия города. Самый первый взнос ещё в сентябре прошлого года (2015) сделал НИИП – институт выделил 1 миллион рублей, затем 2 миллиона добавил ЦАГИ, свои взносы сделали НИАО и некоторые другие предприятия. При этом помощь идёт не только деньгами. Скажем, представители фирмы «Туполев» бесплатно предоставляют всё необходимое для работ: стремянки, машины, тягачи, электрогенераторы, инструменты; «Гражданские самолёты Сухого» даёт бесплатную стоянку, а в ЛИИ сейчас будем брать 50-тонный кран – для расстыковки крыльев, – говорит Ваньшин.
– После того, как подготовим необходимое основание. Ту-144 будет стоять не на шасси, а как бы парить в воздухе, на высоте примерно 2,5 – 3 метра, на трёх опорах. Специалисты Научно-инженерной компании разработали специальную конструкцию и произвели все необходимые расчёты по её устойчивости. Причём учитывалась скорость ветра 50 метров в секунду (180 километров в час) – у нас таких ветров не бывает, но зато за памятник можно быть спокойным.
По словам Ваньшина, перевезти самолёт к месту стоянки – не самая большая проблема.
– Сделать это можно за один день, с помощью специальных трейлеров. Весь маршрут уже промерили, нужно будет только временно убрать два электрических столба и два столба светофорных. Но главное сейчас – вопрос финансовый. Несмотря на то, что с апреля начали поступать и частные пожертвования от жителей города, пока необходимой суммы для продолжения работ нет. Я думаю, необходима поддержка на уровне региональном или даже федеральном. Или какой-то серьёзный спонсор, но пока такого нет. Дмитрий Рогозин проявил интерес, зампред областного правительства Денис Буцаев приезжал недавно: восхищался самолётом, обещал помочь. Как я уже говорил, у нас пока собрано порядка трёх миллионов рублей.
В заключение Валерий Ваньшин уточняет, что при наличии необходимых средств завершить все работы по монтажу самолёта на постаменте можно в течение двух–трёх месяцев. Организаторы надеются на помощь жителей Жуковского и властей различного уровня, а пока сроки открытия памятника перенесены на весну 2017 года.