Су-27 – фронтовой истребитель.
Часть 1. Истребитель Су-27 – наш ответ F-15
Часть 2. От Су-27 до Су-35 – семейство боевых ударных самолётов
Один из лучших боевых самолётов ХХ века Су-27 создавался на финальном этапе холодной войны как тяжёлый истребитель для завоевания господства в воздухе. Машина, хоть и со второй попытки, вышла очень удачной и стала родоначальником целого семейства многофункциональных авиационных комплексов. Модификации самолёта обладают разным составом бортового оборудования и внешне похожи друг на друга, однако имеют ряд характерных внешних отличий, которые помогают определить тип машины.
Об основных визуальных различиях семейства самолётов Су-27 и пойдёт сегодня речь.
Су-27С (серийный) – базовый одноместный вариант истребителя. Машину можно определить по центральному относительно оси самолета расположению оптико-локационной станции перед фонарем кабины.
Су-27УБ (учебно-боевой) – базовый двухместный истребитель. Визуально от Су-27С эти самолёты отличаются двухместной кабиной. Оптико-локационная станция на этих самолетах расположена по центру, как у Су-27С. Кстати, именно на таких машинах долгое время летала пилотажная группа «Русские Витязи». Су-27УБ стал прародителем многоцелевых двухместных версий самолёта.
Су-27СМ (серийный модернизированный) – одноместная модернизированная версия Су-27. Ее можно определить по смещённому в сторону от центральной оси обтекателю оптико-локационной станции перед фонарем кабины. Впоследствии такое расположение обтекателя станет типичным для всех новых версий самолёта.
Су-33 – одноместный палубный истребитель. Его главное визуальное отличие – сочетание цельноповоротного переднего горизонтального оперения (ПГО) и одноместной кабины.
ПГО повышает эффективность управления самолётом по тангажу и позволяет резко изменять параметры устойчивости и управляемости машины. Чтобы выдерживать повышенные нагрузки при эксплуатации с палубы авианесущего крейсера, самолёт получил усиленный фюзеляж. Для торможения с помощью тросов палубного аэрофинишёра под укороченной центральной хвостовой балкой установлен тормозной гак с механизмами его выпуска и демпфирования.
Для уменьшения габаритов истребителя при стоянке на палубе и в подпалубных ангарах авианосца, помимо поворота вверх большей части консолей крыла и горизонтального оперения, предусмотрено откидывание вверх концевого обтекателя центральной хвостовой балки и складывание штанги приёмника воздушного давления.
Именно Су-33 совершил первую в отечественной истории посадку на палубу авианосца, а вот первый взлёт с палубы остался за «оморяченным» МиГ-29. Сегодня вместе с МиГ-29К, Су-33 входит в состав авиакрыла тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Су-30 – эти машины можно выделить в отдельный «большой» класс. Самолёты изготавливаются на двух предприятиях: Иркутском авиастроительном заводе и авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре.
Модификации Су-30 стали самыми успешными экспортными вариантами машины, которые сегодня стоят на вооружении целого ряда государств. Рассмотрим их подробнее:
Су-30МКИ (модернизированный коммерческий) производства Иркутского авиационного завода – двухместный сверхманёвренный многоцелевой самолёт, оснащённый двигателями с управляемым вектором тяги. В зависимости от страны импортёра обладает разным составом бортового оборудования и индексом в названии. Например, самолёты, построенные для ВВС Индии (в том числе по лицензии) имеют обозначение Су-30МКИ (индийский), в свою очередь самолёты, предназначенные для ВВС Алжира, получили обозначение Су-30МКИ(А) (алжирский). Также эта модель поставлялась ВВС Малайзии Су-30МКМ (малайзийский).
Модификация для российских ВВС получила обозначение Су-30СМ (серийный модернизированный). Также на этой модификации самолета сегодня летают «Русские Витязи».
Су-30СМ можно узнать по наличию двуместной кабины пилота, переднего горизонтального оперения и обтекателю оптико-локационной станции, смещённому в сторону от центральной оси самолёта.
СУ-30МК2 (модернизированный коммерческий) производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре – двухместный многоцелевой самолёт. Эти машины также отличаются составом бортового оборудования. Самолёты стоят на вооружение российских ВВС, а также поставлялись на экспорт. Например, машины, поставленные в Китай, получили обозначение Су-30МКК (модернизированный коммерческий китайский). Следующей модификацией этой машины стал самолёт «МК2», он отличался от «МКК» составом бортового оборудования и вооружения. Эту версию можно встретить в ВВС Индонезии, Вьетнама, Венесуэлы и Уганды. В ВКС РФ самолёт получил обозначение «М2».
Фронтовой бомбардировщик Су-34 – ещё один из самолётов, созданных на базе Су-27. Имел проектное обозначение Су-27ИБ – истребитель бомбардировщик. За характерную плоскую форму носового обтекателя его ласково именуют «Утёнок». В отличие от других машин с двумя членами экипажа, в Су-34 пилоты расположены бок о бок.
Сверхманёвренный монофункциональный истребитель Су-35С (серийный) – вершина семейства самолётов Су-27. Машина производится Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом. Самолёт оснащён двигателями с управляемым вектором тяги и наиболее продвинутым бортовым оборудованием. Истребитель визуально очень похож на базовый Су-27С, им также управляет один пилот. Сегодня Су-35С стоит на вооружении ВКС России, а в варианте Су-35 он поставлялся на экспорт в Китай. На Су-35С сегодня летает пилотажная группа «Русские Витязи» (вместе c Су-30СМ).
Таким образом, Су-27С стал базовой машиной для целого семейства авиационных комплексов, большинство из которых отличаются от прародителя как бортовым оборудованием, так и конструкцией планера. Эти авиационные комплексы обладают качественно другими боевыми возможностями, работа над их совершенствованием продолжается.
По материалам