17 февраля исполнилось 35 лет с момента первого полёта серийного палубного истребителя Су-27К, впоследствии получившего обозначение Су-33. В этот день в 1990 году за штурвалом самолёта находился лётчик-испытатель ОКБ Сухого Игорь Вотинцев.
Разработка машины, предназначенной для базирования на авианесущих крейсерах, стала ответом на потребность Военно-морского флота в истребителе, способном эффективно выполнять задачи противовоздушной обороны и завоевания превосходства в воздухе над морскими акваториями. Су-33 представляет собой глубокую модернизацию базового Су-27, адаптированную к специфическим условиям эксплуатации на корабле.
В основу создания Су-33 легли работы, начатые в ОКБ Сухого ещё в 1971 году. Первый опытный образец взлетел 17 августа 1987 года под управлением Виктора Пугачёва, а 1 ноября 1989 года он же впервые посадил машину на палубу авианесущего крейсера «Тбилиси» (ныне «Адмирал Кузнецов»).
Виктор Пугачёв – о первой посадке Су-27К на палубу авианесущего крейсера
Конструкторские решения, реализованные в палубном истребителе, существенно отличали его от базовой модели. Были усилены элементы конструкции шасси для обеспечения безопасной посадки на палубу авианосца. Площадь крыла увеличена, применён механизм складывания консолей для экономии места при размещении в ангарах и на палубе корабля. Самолёт оснастили передним горизонтальным оперением для улучшения манёвренности и устойчивости на малых скоростях при посадке, а также тормозным гаком для зацепления за тросы аэрофинишера.
Силовая установка Су-33 состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-31Ф, обеспечивающих тягу до 12 500 кгс каждый. Эти двигатели позволяют самолёту развивать максимальную скорость до 2300 км/ч и достигать практического потолка в 17 000 метров. Боевой радиус действия истребителя достигает 1000 километров, что позволяет ему эффективно перехватывать воздушные цели и поддерживать действия ударной авиации в дальней морской зоне. Вооружение самолёта включает ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», а также авиационные пушки.
При посадке на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» упал в море Су-33
Серийное производство Су-33 было налажено на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. В 1998 году, после завершения цикла испытаний и доработок, истребитель официально был принят на вооружение Военно-морского флота России. Су-33 стал одним из ключевых элементов авиагруппы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», был задействован в составе российской морской группировки в 2016-17 годах в Сирии. Технические решения, воплощённые в этом самолёте, оказали влияние на дальнейшее развитие отечественной палубной авиации.