Основной версией падения истребителя Су-33 с палубы авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" в Средиземном море комиссия, ведущая расследование, назвала человеческий фактор. По предварительным данным, обрыв троса аэрофинишёра произошёл из-за ошибки пилотирования, сообщает
Специалисты склоняются к тому, что лётчик превысил максимально допустимое отклонение по оси посадки, создав тем самым чрезмерную нагрузку на трос, в результате инцидента была потеряна машина с бортовым номером 67 "красный".
Результаты изучения материалов объективного контроля позволили в целом воссоздать картину происшествия.
В тот день истребитель из 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (бортовой номер 67 красный), входящий в состав авиакрыла "Адмирала Кузнецова", выполнил боевую задачу на территории Сирии, после чего принял решение вернуться на борт крейсера. Полётные условия оценивались как хорошие: умеренное волнение, прямая видимость до 10 км и ветер не более 12 узлов. Руководитель полётов, находившийся на командно-диспетчерском пункте корабля, дал пилоту разрешение на посадку, и последний приступил к выполнению манёвра. Истребитель зацепил трос крюком-гаком и начал снижать обороты двигателя. Он проделал путь примерно в 50 м, после чего трос оборвался, и, вместо того чтобы остановиться на палубе, Су-33 продолжил движение. Включить форсаж и совершить попытку захода на второй круг пилот уже не успевал. Через несколько секунд руководитель полётов отдал пилоту команду катапультироваться, что он немедленно и сделал. Сам самолёт рухнул с палубы в море.
Первоначально выдвинутое предположение о превышении скорости истребителя в момент посадки у членов аварийной комиссии подтверждения не нашло - Су-33 приземлялся на допустимой скорости 240 км/ч. В качестве основной причины аварии комиссия Минобороны рассматривает именно человеческий фактор: специалисты установили, что отклонение по оси посадки истребителя составило 4,7 м вместо допустимых 4,2 м.
Обрыв троса мог произойти из-за брака, допущенного на производстве, однако эту версию отвергают на Пролетарском заводе, производящем аэрофинишёры взлётно-посадочного комплекса "Светлана-2": их представитель утверждает, что тросы, установленные на "Адмирале Кузнецове", прошли весь полагающийся цикл испытаний, в том числе на разрыв. "Важно понимать последовательность: либо трос не выдержал нагрузки из-за ошибки, допущенной при приземлении, либо трос оборвался, что и привело к аварии, — рассказал источник, близкий к расследованию. — Но, судя по параметрам самолёта в момент приземления, даже полностью исправный трос такой нагрузки бы не выдержал — налицо ошибка пилотирования".
Минобороны РФ пока никак не комментирует выдвинутую версию, пообещав предоставить всю информацию сразу по окончании работы комиссии.
Потеря Су-33 особенно неприятна поскольку производство тяжёлых корабельных истребителей сейчас не ведётся и вся надежда только на их модернизацию и ремонт. Утонувший Су-33 ремонтировался на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сравнительно недавно, - в 2012-2013 годах, после чего эксплуатировался в 859-м центре боевого применения и подготовки лётного состава морской авиации ВМФ РФ и в 279-м отдельном корабельном истребительном авиаполку.
Позже 8 декабря Минобороны опровергло сообщения СМИ о причинах крушения истребителя Су-33.
Комиссия по расследованию причин крушения истребителя Су-33 не делала никаких предварительных выводов, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
«Информация газеты «Коммерсант» о якобы «предварительных» выводах комиссии по расследованию причин крушения истребителя Су-33 абсолютно не соответствует действительности», – заявили в Минобороны РФ.
Сообщается, что комиссия продолжает скрупулезную работу и никаких «предварительных» выводов до завершения своего расследования не делала. «За информацией о ходе результатах работы комиссии автор материала (
На фото: посадка на палубу авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" истребителя Су-33 бортовой № 65 "красный"