МС-21 – заявления чиновников и реалии. Часть 2

Фото © Саид Аминов / https://saidpvo.livejournal.com/1063708.html

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в большом интервью «Московскому комсомольцу» в части авиации рассказал, что программа по «Суперджету» затормозилась на год, а по МС-21 – на два года, но ни одна из них не остановилась.

«Это всё, чего они добились!», – резюмировал глава Минпромторга.

Нет, всё понятно, чиновники должны что-то говорить и желательно обнадёживающее и оптимистичное. Но зачем же так: «затормозилась на два года». Мы в нашей редакции категорически не согласны с министром.

С учётом различных объективных и форс-мажорных обстоятельств: разработки инновационных технологий «чёрного крыла», пандемии и локдауна, полного отказа «партнёров» от сотрудничества и кооперации, программа создания МС-21 сместилась «вправо» на шесть-семь лет. Сейчас с первоначального 2018 года срок серийного выпуска и передачи первых лайнеров в «Аэрофлот» перенесён на 2024 год.

Напомним Денису Валентиновичу «вехи» программы МС-21, озвученные им и другими «говорящими головами» за период с 2015 по 2022 годы. Ниже – много текста с цифрами и датами. Их подтверждение собрано в многочисленных статьях на сайте «Авиация России».

30 декабря 2015 г.
ОАК запланировала начало лётных испытаний самолёта МС-21 к концу 2016 года, сообщил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

«Выкатку мы немного сместим вправо, нам нужно добиться высокого качества новых композитных технологий, поэтому считаю совершенно неоправданным риск выпускать недоработанный самолёт. Проведём выкатку самолёта к середине следующего года [2016], а к концу года выйдем на лётные испытания», – приводит ТАСС слова министра.

Как сообщила пресс-служба Минпромторга, «в процессе реализации проекта МС-21 выявились технические сложности, связанные с изготовлением и поставкой комплекта консолей крыла для статических испытаний первого лётного самолёта, а также с изготовлением и сборкой рулей высоты и направления самолёта МС-21 для лётных и автономных испытаний. Данные обстоятельства привели к задержке изготовления, сборки, стыковки планера, установки и монтажу систем и силовой установки и, как следствие, невозможности выкатки первого лётного образца самолёта МС-21-300 с двигателями фирмы Pratt&Whitney в декабре 2015 года согласно утверждённому план-графику».

12 февраля 2016 г.
Первый полёт МС-21 может состояться в октябре-ноябре 2016 года, сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.

Летные испытания МС-21 запланировали на конец 2016 года

8 июня 2016 г.
Олег Демченко в ходе презентации самолёта сказал, что выкатка самолёта – это «только начало». Первый полёт МС-21-300 пройдёт по результатам наземной отработки на лётно-испытательной станции, пока он планируется на декабрь 2016 – февраль 2017 года. Начало поставок самолётов заказчику – это будет «Аэрофлот», запланирована на конец 2018 года.

2 августа 2016 г.
Испытания МС-21 будут завершены в 2016-2017 годах, в 2018-м году он может быть запущен в серийное производство, сообщил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.

11 ноября 2016 г.
Первый полёт самолёта МС-21 состоится в феврале-марте 2017 года. Об этом доложил 11 ноября президенту Владимиру Путину вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, сообщает сайт президента России.

«Что касается даты первого полёта, мы рассчитываем в феврале закончить эту работу [подготовку к вылету - прим. «Авиация России»], получить все разрешения профильных институтов, и это будет зависеть не только от технической готовности самолёта, но и, конечно, от погоды: всё-таки Иркутск, Сибирь. Поэтому февраль, может быть, начало марта», – заявил он во время рабочей встречи.

6 марта 2017 г.
Поставка самолётов МС-21 запланирована на конец 2018 года, сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании Авиационной коллегии. «Сейчас проходят испытания и полным ходом идёт подготовка производства в Иркутске самолётов МС-21. Их поставки планируется начать в четвёртом квартале 2018 года», – заявил Рогозин.

28 мая 2017 года МС-21 выполнил первый полёт.

26 октября 2017 г.
ОАК и мексиканская авиакомпания Interjet подписали протокол о поставках после 2021 года до 10 самолётов МС-21. Об этом заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Осенью 2018 года «партнёры» отказались поставлять в Россию композиционные материалы для изготовления консолей крыла и центроплана самолёта. Об этом стало известно только в январе 2019 года. В авральном порядке нужно было создавать свои углеволокно и связующие смолы. Это был первый серьёзный удар от западных поставщиков по программе МС-21. Планы пришлось корректировать. Ни о каком серийном производстве ни в 2018, ни в 2019 годах речь идти уже не могла.

26 февраля 2019 г.
Планы по сертификации самолёта МС-21 и началу его серийного производства не меняются – это 2020 и 2021 годы, сообщил заместитель Председателя Правительства России Юрий Борисов в ходе посещения с рабочим визитом Иркутского авиационного завода. «Мы планы свои менять не будем: задача стоит завершить сертификацию в 2020 году, а с 2021 года выйти на серийное производство», – заявил Юрий Борисов.

17 июля 2019 г.
Российская сертификация самолёта МС-21 должна быть завершена в 2020-м году, затем самолёт пройдёт валидацию и в 2021 году получит сертификат EASA. На 2021 год намечены серийные поставки лайнера первым заказчикам. Проблема с композиционными материалами, которая возникла из-за американских санкций, решена. Об этом вице-премьер Юрий Борисов рассказал в интервью агентству «Интерфакс».

26 ноября 2019 г.
Шесть среднемагистральных лайнеров МС-21-300 планируется построить в 2021 году на Иркутском авиазаводе. В 2022 году их производство увеличится вдвое, в 2023 году будет доведено до 25 самолётов. Об этом сообщил советник генерального директора ОАК Валерий Окулов в ходе выступления в Совете Федерации. «Поступление МС-21 в 2021 году – шесть машин, в 2022 году – 12 машин, в 2023 году – 25 машин. К 2025 году выход на 72 машины в год», – сказал он.

22 января 2020 г.
Первые поставки самолётов МС-21 предполагается начать в конце следующего года [2021]. В настоящее время на ИАЗ завершается сборка опытных самолётов и уже ведётся строительство первых серийных машин. Об этом рассказал врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев в ходе посещения ИАЗ.

29 июня 2020 г.
Сертификат типа МС-21 может получить с задержкой в один год – в середине 2021 года. Валидация в EASA также переносится – на 2022 год. Поставки самолётов МС-21 авиакомпаниям могут начаться в конце 2021 года. Об этом в интервью газете «Ведомости» сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

МС-21 — заявления чиновников и реалии

22 сентября 2020 г.
Пандемия коронавируса поставила многие отрасли промышленности на грань выживания и не обошла стороной программу МС-21, затормозив ход сертификационный испытаний. В интервью газете «Известия» глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, когда новый российский лайнер начнёт поступать в авиакомпании.

«Ситуация с COVID-19 действительно повлияла на проведение сертификационных полётов – по абсолютно объективным причинам они были отложены. Параллельно идёт сертификация Росавиации и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA), несколько месяцев мы потеряли, но пока рассчитываем, что поставка самолётов первым заказчикам произойдёт до конца 2021 года. Сейчас мы идём в графике, который был подкорректирован в рамках пандемии», – сказал он.

18 января 2021 г.
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в эфире YouTube-канала «Соловьев Live» рассказал о планах производства самолётов МС-21 на ближайшие годы: 2021 год – 0; 2022 год – первые четыре серийных самолёта; 2023 год – порядка 10-15 машин; 2024 год – 30 машин, с 2025 года – 36 и далее по 72 ВС в год. Он добавил, что в конце следующего года, после того, как будет получен сертификат типа на самолёт, начнутся его первые поставки.

Ещё в сентябре-2020 Денис Валентинович рассказывал о первых поставках МС-21 до конца 2021 года, а в январе-2021 как ни в чем не бывало забыл о своих обещаниях четырёхмесячной давности.

3 июня 2021 г.
Авиакомпания «Россия» станет первым эксплуатантом самолёта МС-21, сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь: «2022 год – начало эксплуатации МС-21. Первый самолёт у нас уходит в авиакомпанию "Россия", которая входит в группу "Аэрофлот". Сейчас как раз прорабатываем модель, связанную с началом эксплуатации: откуда этот самолёт начнёт летать, как будет организовано послепродажное обслуживание».

Ноябрь 2021 г.
Замгендиректора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский заявил, что получение главного изменения на крыло из российских ПКМ планируется до конца I квартала 2022 года. Первый самолёт авиакомпания «Россия» получит не летом и не в сентябре, как сообщалось ранее, а в октябре 2022 года.

24 февраля 2022 года началась специальная военная операция на Украине. Евросоюз и США запретили любые поставки в Россию запчастей и комплектующих для гражданской авиации, в том числе и для SSJ100, и для МС-21. Фактически это означало, что оба отечественных самолёта нужно создавать заново: по имеющейся конструкторской документации, но с российскими агрегатами, БРЭО и самолётными системами. А для этого нужно время, практическая работа по импортозамещению началась гораздо раньше и не с нуля, понятно, что сроки опять сдвигаются.

13 апреля 2022 г.
Сергей Чемезов: первые шесть серийных МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Также будет организовано производство импортозамещённого «Суперджета» с двигателями ПД-8 в количестве 20 машин в год.

23 августа 2022 г.
Импортозамещенная версия самолёта МС-21 будет готова к концу 2024 года. Двигатель ПД-14 для МС-21 находится в стадии развёртывания крупносерийного производства, которое стартует в 2023 году. В 2024 году планируется поставить авиакомпаниям первые шесть полностью импортозамещённых МС-21. Постепенно выпуск будет наращиваться до 72 самолётов ежегодно к 2029 году. Об этом рассказали в ОАК.

Форсайт — прогноз развития авиационной науки в России

В интервью «МК» Денис Мантуров отметил ещё одну дату, но уже по совместному с КНР проекту ШФДМС CR929.

«У нас будет МС-21, у нас уже есть "Суперджет". И никто не отменял наш совместный с Китаем проект создания широкофюзеляжного самолёта. В том или ином формате он будет реализован. Мы сейчас делаем всё для того, чтобы к 2030 году начались испытания», – заявил глава Минпромторга.

Ранее по этому ВС планы были следующие: сборка первого прототипа – 2021 год, первый полёт опытного самолёта – 2025 год, испытания планировалось провести в период с 2025 по 2027 год, получение сертификата типа и начало коммерческой эксплуатации – 2027 год. Зафиксируем: сдвижка – от трёх до пяти лет, и самое главное – «в том или ином формате», это как?

К чему всё это? В одном из своих интервью в сентябре 2020 года Денис Мантуров сказал газете «Известия», что в связи с пандемией сроки по МС-21 были подкорректированы и «сейчас мы идём в графике». Было бы неплохо сообщать общественности об изменениях в графиках, чтобы не получалось, что, например, в сентябре нам говорят об одних сроках, а через четыре месяца в январе как ни в чём не бывало на голубом глазу рассказывают уже о других.

Относитесь к нам с уважением, Денис Валентинович, мы всё понимаем и видим реальную картину мира. Мы – не быдло.

На следующий день после публикации этой статьи: Начало коммерческой эксплуатации самолёта МС-21 перенесли ещё на год. Об этом заявил Денис Мантуров на сессии «Будущее отраслей: где мы впереди, где мы позади и почему?» в рамках VII Восточного экономического форума.

Касаясь сертификации обновлённых версий российских самолётов Мантуров отметил, что в конце следующего года будет получен сертификат лётной годности на самолёт SSJ-New с двигателем ПД-8. «Что касается МС-21, этот срок – к концу 2024 года. С 2025 года начнутся коммерческие поставки полностью русифицированного борта», – пояснил он, рассказывая об импортозамещении зарубежных композиционных материалов для производства крыла МС-21.

Ранее 7 сентября ОАК и ПАО «Аэрофлот» в присутствии Дениса Мантурова подписали соглашение о намерениях приобрести 339 российских самолётов. Документ предусматривает поставку Группе «Аэрофлот» на условиях лизинга 210 самолётов МС-21, из которых первые шесть ВС должны быть переданы Группе в 2024 году.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (12 оценок, среднее: 4,42 из 5)
Загрузка...