Весной 2019 года на сайте «Авиация России» вышла статья, в которой были собраны воедино первоначальные планы по срокам разработки лайнера МС-21, его испытаниям, сертификации и начала коммерческой эксплуатации. Там же были приведены некоторые причины постоянного переноса сроков вправо, которые раз за разом называли ответственные чиновники.
Статья тогда заканчивалась такими словами: «В соответствии с последними планами, сертификация самолёта намечена на 2020 год, а запуск серийного производства - на 2021 год. [...] Однако сейчас уже понятно, что первые серийные самолёты, которые строятся в Иркутске, смогут начать коммерческие перевозки не раньше конца 2020 - начала 2021 года, когда самолёт получит сертификат типа».
Реальность оказалась другой и сейчас складывается таким образом, что выход лайнера на рынок снова переносится, теперь до 2022 года. Впервые об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в эфире YouTube-канала «Соловьев Live» в январе этого года. Причём сказано это было так, будто ранее министр уже озвучивал новые сроки.
«На начальном этапе мы должны выйти за период три года, а это получается конец следующего года, - это первые четыре машины. 2023 год — порядка 10-15 машин, 2024 год — мы должны выйти под 30 машин, с 2025 года - 36 и нарастить до 72 машин по году. Это то, что у нас заложено в проекте по производству этого самолёта», — сказал Денис Мантуров.
Хотя в конце июня 2020 года он
В сентябре 2020-го Денис Мантуров вновь подтвердил эти сроки, сказав в интервью газете «Известия», что в связи с пандемией они были подкорректированы и «сейчас мы идём в графике».
В тоже время, в 2016 году после презентации нового самолёта в Иркутске, озвучивались планы запуска серийного производства и поставки лайнера первым заказчикам в 2018 году. Но в 2018 году между «Аэрофлотом» и ГК Ростех был подписан контракт, по которому компания «Авиакапитал-Сервис» в 2020 году должна была поставить «Аэрофлоту» первый самолёт и далее передать в 12-летний лизинг ещё 49 воздушных судов.
В январе 2019 года глава ОАК Юрий Слюсарь, говоря в контексте торговых ограничений со стороны США на поставку в Россию композиционных материалов, заверил, что сертификат типа на МС-21 будет выдан в течение 2020 года. «Сейчас уже из отечественного сырья изготовлены образцы. Эти образцы проходят испытания, и они будут просто дальше внедряться в конструкцию самолёта на следующем этапе. То есть никакой сдвижки сертификации не будет: те, самолёты, которые сейчас уже летают, получат сертификат типа уже в 2020 году», — говорил Слюсарь.
Теперь причиной задержки выхода МС-21 на рынок, помимо ограничений на поставки композиционных материалов, стали новые правила получения экспортных лицензий иностранными партнёрами проекта. В середине апреля текущего года в ОАК
«Торговые ограничения оказали влияние на темпы реализации программы МС-21-300. В первую очередь это коснулось поставки материалов для производства композитного крыла. Также негативное влияние на сроки реализации программы оказали новые правила на получение экспортных лицензий для зарубежных партнёров программы. Получение российского сертификата МС-21-300 запланировано на конец 2021 года. Поставки первым авиакомпаниям планируются в 2022 году», - рассказали в корпорации.
* * *
Противоречивые заявления ответственных чиновников по текущему состоянию программы МС-21, не делают им чести и дают некоторым псевдопатриотическим СМИ и отдельным авторам пищу для домыслов, искажения и передёргивания фактов, а также нескрываемого злорадства в связи с существенными задержками выхода лайнера на рынок. Причины постоянного переноса сроков есть как объективные — это инновационность проекта, пандемия и локдаун, так и привнесённые бывшими партнёрами-поставщиками.
В канву искажения действительности ложится и неверное информирование президента Владимира Путина по состоянию программы ЛВТС Ил-112В.
27 мая Путин заявил, что испытания этого нового транспортного самолёта завершаются, и до конца 2021 года будут осуществлены поставки двух воздушных судов. Исполнитель, который предоставил главе государства такую информацию, должен был знать, что 30 марта 2021 года этот самолёт после двухгодичных доработок выполнил только второй полёт. Его испытания и сертификация далеки от завершения, тем более до конца года никаких поставок Ил-112В не будет. Можно только гадать, зачем президенту была предоставлена недостоверная информация и какое наказание за этим последовало.
Что касается МС-21, то в соответствии с
До конца 2021 года необходимо подготовить испытательную базу и провести испытания консоли крыла, элементов механизации и центроплана изготовленных из российских ПКМ. Поэтому, когда в конце 2020 года Денис Мантуров докладывал президенту Путину об окончании испытаний крыла из российских материалов, эта информация также была не совсем корректной. Работы в этом направлении продолжаются.
Таким образом, сроки окончания сертификационных испытаний — конец 2021 года и начало поставок МС-21 в 2022 году, не могут рассматриваться как окончательные, учитывая, что пока не завершены испытания российских композиционных материалов и силовых конструкций из российских ПКМ, в том числе консоли крыла. А к заявлениям чиновников следует относиться с некоторой долей скепсиса, в силу того, что такие заявления могут не соответствовать действительности или не учитывать текущие реалии.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России».