В конце февраля 2024 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что начало поставок самолётов МС-21-310 скорее всего будет перенесено на 2026 год. В январе 2025-го он в очередной раз подтвердил свои слова годичной давности: серийное производство самолётов МС-21-310 планируется начать с 2026 года. В этом году Ростех надеется на завершение сертификационных испытаний.
«И по МС-21, и по Superjet 100 в импортозамещённом облике мы выходим на самый ответственный этап – лётных испытаний. Серийные поставки самолётов могут стартовать только после того, как лайнеры, их системы и агрегаты в полном объёме пройдут тесты, подтвердят надёжность и безопасность и получат разрешительные документы. Никакие углы здесь срезать невозможно. У всех этих процессов есть объективные сроки, если их сложить, то получается 2026 год», – сказал он.
Данное заявление Сергея Чемезова является ещё одним свидетельством того, что планы, которые весной 2024 года были скорректированы в Комплексной программе развития авиаотрасли России, оторваны от реальной жизни и выполнить их в требуемые сроки и в полном объёме невозможно. В соответствии с программой, в 2025 году Иркутский авиазавод должен изготовить девять самолётов МС-21-310, в 2026-м – 31. Из слов Чемезова следует, что в текущем году самолёты заказчикам передаваться не будут.
25 января о том, что выполнить программу невозможно говорил и вице-премьер правительства Татарстана Олег Коробченко в отношении самолёта Ту-214.
Задержки, в первую очередь, связаны с неготовностью самолётных систем и бортового оборудования российского производства и их сертификацией в лётных испытаниях. Поэтому не начались полёты опытных самолётов МС-21 и SJ-100 с импортозамещёнными комплектующими.
«Импортозамещенные версии воздушных судов находятся в стадии подготовки изделий к лётным испытаниям. По завершении полного цикла сертификационных испытаний и получения одобрительного документа начнутся поставки серийных изделий авиационным и лизинговым компаниям», – проинформировали в Минпромторге о текущем состоянии производства самолётов МС-21 и SJ-100.
В настоящее время на ИАЗ в разной степени готовности находится не менее 20 самолётов. Это задел, который ожидает поставок российских комплектующих, из них и будет формироваться партия машин, которые в следующем году начнут передавать заказчикам.
В Иркутске опытный борт 73055 уже в середине января был готов к тому, чтобы начать заводские доводочные испытания. Однако на выполнение первого полёта нет разрешения от представителей компаний производственной кооперации, чьи системы и агрегаты установлены на самолёте. Ответственность для них очень высокая, и пока не будет полной уверенности, что всё отработает штатно, «добро» на начало полётов они не дадут.
* * *
Правительство РФ внесло изменения в правила предоставления субсидий Ростеху на реализацию проектов гражданского авиастроения. Средства будут переданы ОАК в качестве имущественного взноса на разработку конструкторской документации по эскизному и техническому проекту укороченной версии МС-21-210. Сумма субсидии не приводится, но в прошлом году министерством было подготовлено постановление правительства РФ, согласно которому затраты бюджета на разработку эскизного проекта МС-21-210 оценивались в 2024-2025 гг. в сумму 1,94 млрд рублей.
24 января в Минпромторге отметили, что работа будет идти в рамках уже выделенного финансирования и дополнительных затрат со стороны федерального бюджета не потребуется.
Конструкторскую документацию, которая подтвердит техническую реализуемость проекта МС-21-210 Ростех должен представить не позднее 31 декабря 2025 года. Ранее, в 2024 году, неоднократно сообщалось о том, что ПАО «Яковлев» уже работает над проектом укороченной версии МС-21.
В сентябре 2024 года в интервью газете «Ведомости» первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что создание российских аналогов систем и авионики требует адаптации под них и конструкции самолётов МС-21.
«Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140-150 человек», – ответил вице-премьер на вопрос о решении проблем с импортозамещением агрегатов.
Некоторые российские СМИ интерпретировали это высказывание Мантурова, как признание в перетяжелённости самолёта МС-21-310. Вслед за ними в российском сегменте сети распространилось твёрдое убеждение, что импортозамещение привело к непомерно увеличившейся массе самолёта, что в свою очередь негативно сказалось на дальности полёта. Это потребовало создать более лёгкий самолёт, которым станет МС-21-210.
Общий фон мнений по этому вопросу можно обозначить примерно так: «с учётом того, что МС-21-310 оказался значительно тяжелее и не соответствует ТЗ и заявленному функционалу, то, как говорил Мантуров, для соответствия характеристикам нужно разработать короткую версию».
Специалисты авиаотрасли, инженеры и конструкторы ПАО «Яковлев» и Иркутского авиазавода понимают и видят, насколько примитивно и упрощённо такое суждение. Полностью импортозамещённый самолёт (73057) ещё даже не готов к полётам, а «знатоки» о его весе и соответствии техническому заданию уже всё знают. Однако не учитывают существование двух ключевых фактов по МС-21-210.
Первое. Укороченная версия изначально при создании МС-21 в середине нулевых была базовой. Позже в ОАК приняли решение разрабатывать более вместительный самолёт МС-21-300, а к версии МС-21-200 вернуться позже, когда работа над более крупной машиной в целом будет завершена.
Второе. Линейка пассажирских самолётов отечественной авиации в порядке увеличения пассажировместимости и с учётом перспективных моделей выглядит примерно так: ЛМС-901 «Байкал» – ЛМС-192 «Освей» – ТВРС-44 «Ладога» – Ил-114-300 – SJ-100 – МС-21-310/Ту-214 – Ил-96-400.
Между SJ-100 и среднемагистральными МС-21-310 и Ту-214 нет модели с пассажировместимостью 130-150 человек. Именно эту нишу и должен занять МС-21-210. При этом, будет МС-21-310 более тяжёлым или нет, здесь не имеет никакого значения. Именно эффективную эксплуатацию с учётом дальности полёта и весовых характеристик укороченной версии нужно принимать во внимание.
* * *
В январе 2025 года в Жуковском выполнено два полёта борта 73054, в которых выполнялась оценка противообледенительных процедур на различных этапах полёта. 28 января самолёт находился в воздухе 3 часа 10 минут: взлёт произведён в 07:32, посадка – в 10:42. Второй полёт продолжительностью 4 часа 59 минут состоялся 30 января. Самолёт взлетел в 07:34 и приземлился в 12:33.

Погода в Подмосковье в конце января 2025 года располагала к выполнению подобных полётных заданий. Оценка производилась в условиях сплошной облачности на высотах от 4000 до 7000 м и при температуре воздуха в облаках, способствующей образованию наледи.
Другие опытные самолёты МС-21 как в Иркутске, так и в Жуковском полётов не выполняли. В Жуковском специалисты ЛИиДК им. Яковлева совместно с Лётно-исследовательским институтом им. Громова проводят наземные испытания МС-21 на молниезащиту. Для этого задействован борт 73051.
30 января в Луховицах также выполнял очередной полёт на сертификацию второй опытный самолёт Ил-114-300 с бортовым номером 54115.