Первый полёт импортозамещённого МС-21-310 с бортовым номером 73055 стал ключевым событием месяца. Самолёт поднялся в воздух 29 апреля с аэродрома Иркутского авиационного завода. Экипаж в составе командира, лётчика-испытателя, директора по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» Романа Таскаева, лётчика-испытателя ПАО «Яковлев» Александра Гуськова, а также ведущих инженеров ПАО «Яковлев» по лётным испытаниям Александра Попова и Александра Соловьева провёл в небе 1 час 15 минут. Полёт прошёл на высотах до 3000 метров, достигнута скорость 580 км/ч. В первом полёте МС-21 сопровождал самолёт Як-130, с борта которого велась съёмка. Як-130 пилотировал лётчик-испытатель ПАО «Яковлев», Герой России Олег Мутовин, съёмку вёл лётчик-испытатель Иркутского авиационного завода Дмитрий Денисов.
В ходе полёта экипаж МС-21-310 проверил работоспособность отечественного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), систем электроснабжения, кондиционирования и некоторых других. После завершения заводских доводочных испытаний самолёт вернётся в Жуковский для прохождения сертификационных испытаний.
На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) имени Гагарина модернизируют прессовое оборудование, чтобы ускорить выпуск обшивок для МС-21. Ранее эти детали изготавливали в Ульяновске на заводе «Авиастар», теперь производство перенесли на Дальний Восток. При освоении нового производства каждая обшивка требует индивидуального подхода. Такая работа проводится редко, обычно при запуске новых моделей. Последний раз подобное было при создании «Суперджета» восемь лет назад.
Сложность в освоении процесса формообразования заготовок обшивок МС-21 заключалась в том, что КнААЗ и «Авиастар» используют разные прессы. Из-за этого оснастка, переданная «Авиастаром», не подходила. Инженер Антон Кривенок нашёл решения для изготовления обшивок, но они были не самыми оптимальными. В связи с этим и сжатыми сроками освоения был заключён договор с инжиниринговой компанией «ИТС», специалисты которой подготовили программы для шести обшивок и предложили улучшения в технологии формовки.
Перенос производства обшивок на КнААЗ – часть стратегии по наращиванию темпов выпуска МС-21. Это также позволяет задействовать производственные мощности завода в Комсомольске-на-Амуре, который является одним из ключевых предприятий российской авиационной промышленности.
* * *
На Иркутском авиационном заводе продолжается перевооружение станочного парка для серийного выпуска МС-21. Завод планирует выпускать 36 самолётов МС-21 в год. В последние годы здесь реализуют масштабную программу технического перевооружения, чтобы повысить эффективность производства и выйти на заданные правительством темпы выпуска МС-21. На заводе уже заменили устаревшее оборудование, реконструировали цеха и внедрили современные технологии.
Специалисты цеха 227 завершают подключение и пусконаладку новых полученных ранее станков, оснащённых индексным патроном, который позволяет поворачивать заготовку на 45 или 90 градусов. Это упрощает изготовление сложных деталей арматуры: тройников, уголков, крестовин. Теперь такие элементы можно производить за один установ, что сокращает время их изготовления. Старые токарно-револьверные станки демонтировали.
Кроме того, в цехах 226 и 227 установили пять станков серии «Протон Т250» от пермского завода АО «СТП «ПЗМЦ». Они уже введены в эксплуатацию, ещё 11 единиц проходят пуско-наладочные работы. Основные потребности в оборудовании для серийного производства МС-21 в этих цехах закрыты.
В цехе 246 прошла закладка полуфюзеляжей 24-го комплекта МС-21 в новые станции PF20 и PF30. С их помощью на агрегатах проведут сборку обтекателя и подготовят к стыковке в станции F05. Новые станции для цеха 246 изготовили и собрали на ИАЗ специалисты цеха 218 и «Иркут-СтанкоСервиса». Станция PF20 предназначена для работы с передним полуфюзеляжем, PF30 – с задним. На верхней части станций предусмотрена территория для хранения шаблонов панелей пассажирского пола.
Перед закладкой PF20 и PF30 прошли проверку с помощью специальных грузов. Затем полуфюзеляжи аккуратно сняли краном с ложементов и переместили на две синхронизированные тележки. На этих тележках полуфюзеляжи переместили на территорию станций и установили на позиционеры.
Позиционирование проводят с помощью программного обеспечения, которое учитывает малейшие перепады нагрузок на позиционеры и исключает неправильную установку агрегата по такелажным узлам. В новых станциях на полуфюзеляжах проведут детальную сборку стенок и диафрагм, установку стенок в сборе на фюзеляж и установку балок. Также на переднем полуфюзеляже проведут примерку новых воздухозаборников. После завершения работ агрегаты отправят на стыковку. Их место на новых станциях займут полуфюзеляжи следующего комплекта МС-21.
* * *
В апреле в СМИ снова была затронута тема безопасности полётов МС-21: сочетание расширенной системы контроля параметров полёта с активной боковой ручкой управления. Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало отметил, что особенностью МС-21 является контроль более десяти критических параметров полёта, что существенно превышает возможности предыдущего поколения самолётов.
Если на Ту-204 ограничивались четыре параметра движения (перегрузка, угол атаки, число Маха и скорость), то на МС-21 ограничения касаются, в том числе динамических перегрузок, критического угла атаки, предотвращения флаттера, боковой устойчивости, крена и тангажа.
Активная боковая ручка управления обеспечивает тактильную обратную связь с пилотом. В отличие от пассивных систем, используемых в Airbus A320 или китайском C919, российская разработка физически сопротивляется опасным действиям пилота. При приближении к критическим режимам ручка изменяет усилие или вибрирует, предупреждая экипаж о потенциальной опасности. Дополнительные параметры КСУ включают контроль рыскания, предотвращение запредельных отклонений элеронов или руля высоты, автоматическую балансировку в боковом канале при отказе одного из двигателей, а также контроль режимов работы двигателей для согласования с аэродинамическими ограничениями. Подобная многофакторная защита снижает вероятность ошибки экипажа.
В ЦАГИ считают, что система безопасности МС-21 превосходит аналогичные системы, используемые в самолётах предыдущего поколения. Контроль большего числа параметров и активная боковая ручка управления обеспечивают более высокий уровень защиты от аварийных ситуаций.
* * *
Минпромторг объявил конкурс на проведение опытно-конструкторских работ с целью повышения конкурентоспособности двигателя ПД-14. ОКР, рассчитанные на решение нескольких ключевых задач, разбиты на три этапа с окончанием работ в декабре 2027 года.
Инженерам предстоит увеличить ресурс двигателя, повысить топливную эффективность, уменьшить массу, добиться дополнительного снижения уровня шума, оптимизировать производственные процессы для сокращения трудоёмкости и материалоёмкости изготовления деталей. На это Минпромторг выделит более 14 млрд 230 млн рублей. Также предстоит доработать ПД-14 по результатам сертификационных испытаний импортозамещённой версии самолёта и начального этапа эксплуатации МС-21-310.
* * *
Компания «Яковлев» ввела в эксплуатацию пневмокаркасный ангар линейной станции технического обслуживания в аэропорту Курумоч (Самара). Этот ангар стал самым большим подобным сооружением в Европе. Здесь будет организовано техническое обслуживание воздушных судов, в том числе ближнемагистральных «Суперджет 100», а в перспективе и среднемагистральных МС-21-310. Первым процедуру технического обслуживания пройдет самолёт SSJ100 авиакомпании «Россия». На воздушном судне проведут работы по форме 4Y-check (периодическое техническое обслуживание).
* * *
Замглавы Минпромторга РФ Геннадий Абраменков сообщил в середине апреля на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике, что начало сертификационных полётов частично импортозамещённого самолёта МС-21 ожидается весной 2025 года, полностью русифицированной версии – летом. Завершается работа по формированию окончательного облика самолёта и наземной отработке систем. Его слова подтвердил первый полёт после замены иностранных систем борта 73055 (МС.0012) 29 апреля. Параллельно с этим завершается монтаж систем машине 73057 (МС.0013), которая полностью в импортозамещенном облике.
Одновременно с этим ведётся работа по подготовке серийного производства. В различной степени готовности 12 машин находятся состыкованными, ждут завершения сертификационных испытаний и дооснащения российскими системами. Завершение сертификации и начало серийного производства МС-21 – ключевые цели российской авиационной промышленности.

Опытный МС-21 борт 73055 прилетел в Иркутск из Жуковского 7 июля 2023 года. В ходе модификации на нём были заменены на отечественные инерциальная навигационная система, вспомогательная силовая установка, системы кондиционирования и регулирования давления, светотехника, пульты самолётных систем. Установлена российская система распределения электроэнергии и гидросистема. Шасси изначально было российского производства. Частично импортные комплектующие на этом опытном самолёте остались в комплексе БРЭО.
Самым сложным и трудоёмким стала замена системы электроснабжения. Французской Thales потребовалось семь лет на разработку аналогичной системы для МС-21-300. Российским инженерам удалось справиться с этой задачей существенно быстрее. Теперь, когда система электроснабжения подтвердила свою работоспособность, работы по интеграции российских компонентов на опытном самолёте 73057 будут ускорены.
В мае планируется выполнить 3-4 полёта по программе доводочных испытаний, после чего борт 73055 выполнит перелёт в Жуковский для прохождения сертификационных испытаний.

Первый полёт борта 73055 продлился на полчаса дольше из-за необходимости пропустить другие самолёты, заходившие на посадку в международный аэропорт Иркутска. Об этом сообщил Роман Таскаев. Вместо запланированных 50 минут машина провела в небе 80 минут. Он отметил, что всё шло по плану, но при заходе на посадку воздушная обстановка потребовала пропустить самолёты, заходящие в гражданский аэропорт.
По словам Романа Таскаева, лайнер подтвердил надёжность систем в условиях непредвиденной ситуации. Этот эпизод показал гибкость и адаптивность системы управления самолётом МС-21. Экипаж выполнил задачу, несмотря на изменение планов первого полёта.
* * *
В Жуковском опытный самолёт МС-21-300 (б/н 73054) в рамках сертификационных испытаний в апреле выполнил три полёта на оценку работы компонентов программного обеспечения.