Среди военных премьер Международного авиакосмического салона МАКС-2019 – истребитель пятого поколения Су-57. Но премьерой его демонстрацию можно назвать условно, в лётной программе авиасалонов разных лет самолёт участвует с 2013 года, в этом году истребитель не только летает, но и представлен на статической экспозиции, где каждый желающий действительно впервые может увидеть Су-57 на расстоянии вытянутой руки.
На авиасалоне МАКС-2019 представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.
В 2019 году началось серийное производство Су-57. С началом его поставок в ВКС Россия вступает в элитное сообщество стран-обладательниц боевых самолетов пятого поколения.
До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты имеют в войсках две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца. А назвать его истребителем пятого поколения можно условно, т.к. по информации в открытых источниках, самолёт оснащается российскими двигателями для самолётов четвёртого поколения АЛ-31Ф-М2.
Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружений. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию "стелс", получились очень дорогими. Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.
В декабре 2017 года летающая лаборатория Т-50–2 совершила первый полет двигателем второго этапа под условным названием «изделие 30», которыми с 2023-2025 года будут комплектоваться серийные Су-57. Именно этот двигатель обеспечивает выполнение технического задания Минобороны. «Изделие 30» является полностью новым двигателем, а не модернизацией предыдущих. Головным предприятием по его разработке стало ОКБ им. А.М. Люльки.
В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее, в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компаний «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Реализация такого глобального проекта как ПАК ФА смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроения.
По материалам ГК "Ростех"
Фото © Объединённой авиастроительной корпорации/ https://twitter.com/UAC_Russia_eng/status/1166437483195842560