В российском истребителе пятого поколения Су-57 применён ряд революционно новых технологий, которые качественно отличают его от подобных моделей, имеющихся на вооружении США и Китая. Это, например, новые системы управления вектором тяги и гиперзвуковое вооружение, а также РЛС, состоящая из пяти локаторов с активной фазированной антенной решёткой (АФАР), распределённых по фюзеляжу и крылу самолёта.
В составе российских ВКС есть истребитель, считающийся одним из самых мощных в мире - это истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-35С поколения "4++". Но Су-57 по своим возможностям намного его превосходит, и одной из новых технологий, которой уделяется относительно мало внимания и которая может существенно изменить выживаемость самолёта в ближнем воздушном бою, является система направленного инфракрасного противодействия или DIRCM - Directional Infrared Countermeasures System.
Су-57, как и другие самолёты пятого поколения, такие как американский F-22 Raptor, оснащён датчиками обнаружения запуска ракет для предупреждения о возможных ракетных атаках противника. Однако, в отличие от «Раптора», в состав оборудования Су-57 входят лазерные турели оптико-локационной системы самолёта, предназначенные для ослепления атакующих ракет с инфракрасными головками самонаведения. Эта технологическая новинка даёт истребителю возможность как поддерживать воздушно-десантные операции, так и преодолевать противовоздушную оборону противника, и является превосходным дополнением к его сверхманёвренности.
Турели DIRCM устанавливаются как сзади, за кабиной лётчика, так и снизу под кабиной. Ранее такие системы были применены на более крупных военных самолётах, таких как американский транспортный C-17, но их миниатюризация и оснащение относительно небольшого по размерам самолёта, выделяют Су-57 среди аналогов.
ВКС РФ уже имеют подобные системы на крупных вертолётах, но они намного крупнее того, чем оснащён Су-57. Такие системы считаются особенно эффективными против ракет с инфракрасным наведением, таких как американская AIM-9 класса "воздух-воздух" или ракета 9K32 ПЗРК "Стрела-2". Российский опыт противодействия ПЗРК с инфракрасным наведением, которые имеются у джихадистов в Сирии, даёт мощный стимул для оснащения своего перспективного боевого самолёта адекватными контрмерами против таких атак.
Однако противодействие ПЗРК, ракеты которых сильно ограничены по высоте, является второстепенной задачей. Тот факт, что турели DIRCM установлены как на верхней, так и на нижней поверхности фюзеляжа, указывает на то, что их цель заключается в возможности перехвата атак как с воздуха, так и с земли. Конструкция Су-57 в значительной степени основана на концепции, что высокая манёвренность, малая эффективная площадь рассеяния (ЭПР) и современные контрмеры в области радиоэлектронной борьбы позволят ему уклоняться от ракетных атак на больших расстояниях и самому атаковать как на ближних, так и на дальних дистанциях.
Способность ослеплять вражеские ракеты с инфракрасными головками самонаведения является особенно ценной, поскольку такие ракеты применяются наиболее часто в ближнем воздушном бою, когда ракеты с радиолокационным управлением ограниченны в использовании. Примерами ракет ближнего радиуса действия с инфракрасным наведением являются американская AIM-9X, британская AIM-132, израильский Python-5 и советская Р-73 - последняя имеется на вооружении нескольких стран в Восточной Европе: в Польше, Словакии и на Украине.
Таким образом, возможность нейтрализовать ракеты "воздух-воздух" с инфракрасным наведением и сверхманёвренность дают Су-57 огромное преимущество в ближнем бою - то, чего нет ни у одного из конкурирующих истребителей в мире.
По материалам издания