Стоимость контракта на 76 истребителей Су-57 для формирования трёх авиаполков, по оценке газеты "
Действительно, контракт на экспорт 24 самолётов Су-35С для ВВС КНР в 2015 году оценивался примерно в $83,3 миллиона за один самолёт. В 2018 году было уточнено, что один Су-35С обойдётся Китаю более чем в $104 миллиона, что составляет 289% от цены Су-57. При том, что Су-35С - это машина поколения "4++", истребитель старше и значительно уступает по своим боевым возможностям Су-57.
Оценочная стоимость истребителя пятого поколения привела к ряду утверждений о том, что указанная цена не точна. Западные источники делали особый акцент на относительно небольшом масштабе серийного производства Су-57 по сравнению с Су-35С и американскими самолётами пятого поколения F-35A. Однако существует ряд факторов, которые могут объяснить гораздо меньшую стоимость российского Су-57, чем предполагают специалисты.
Первое объяснение заключается в том, что в стоимость входит только производство самолётов - без учёта затрат на исследования и разработки, которые уже включены в программу и не увеличатся, независимо от количества заказанных истребителей. Это может иметь очень сильное влияние на цену боевого самолёта. Американский аналог Су-57 - F-22, производство которого завершилось в 2009 году, является ярким тому примером.
Документально подтверждено отчётом 2009 года Центра стратегического и бюджетного анализа США (CSBA), что после включения стоимости исследований и разработок (НИОКР), которые составляют более $24 млрд, затраты на один истребитель существенно увеличились - со 150 миллионов долларов до 350 миллионов. В итоге затраты выросли на 250%, а стоимость одной машины выросла с $35 миллионов в ценах 1985 года, до примерно $60 миллионов в 2009 году.
Вторым фактором, объясняющим экономическую эффективность российского оборонного сектора, когда его стоимость измеряется в американских долларах, является отсутствие паритета покупательной способности между рублём и долларом США. При дешёвом рубле доллар может купить в России гораздо больше, чем в Европе или в США. И хотя это не объясняет более низкую стоимость Су-57 по сравнению с Су-35С, это объясняет, почему российский истребитель намного дешевле американского.
Стоимость жизни в России значительно ниже, чем в США или в Евросоюзе, и десятки, если не сотни тысяч участвующих в программе специалистов, получают гораздо меньше своих коллег на Западе. Это ключ к более низкой стоимости оборонного сектора России, который подрезает конкуренцию с Западом с точки зрения ценообразования.
Третий фактор, объясняющий низкую цену на Су-57 - договорённости с Объединённой авиастроительной корпорацией о сокращении прибыли и более полного удовлетворения внутреннего спроса. Это привело к снижению стоимости примерно на 20%, а это значит, что первоначальная цена истребителя составляла чуть более $42 миллионов, или немногим больше чем 2/3 от стоимости F-22. Это также имеет большое значение для объяснения более высокой стоимости самолётов Су-35С, приобретенных Китаем, когда самолёты, изготовленные на экспорт, стоят дороже, чтобы получить большую прибыль для реинвестирования в собственное авиастроение.
Также необходимо отметить, что контракт на Су-35С предусматривал поставку наземного вспомогательного оборудования, запасных двигателей и боеприпасов. Были также учтены затраты на передачу современных высоких технологий, которые оцениваются в сотни миллионов долларов российских инвестиций в исследования и разработки. Таким образом, фактическая стоимость Су-35С, даже при экспортных поставках, значительно ниже $83 млн.
Стоимость вооружения Су-57 исключительно высока. Полностью вооруженный и имеющий в достаточном количестве арсенал боеприпасов, Су-57 может стоить более $50 миллионов. Учитывая затраты на обучение пилотов, запасные части и двигатели, а также новую инфраструктуру обслуживания, цена будет ещё выше. Таким образом, стоимость экспортных вариантов истребителя, с учётом прибыли ОАК, вполне может достигнуть $100 миллионов, особенно если в контрактах будут предусмотрены условия обучения пилотов, что скорее всего и будет, учитывая новизну и сложность самолёта.
Итак, подведём итог.
Первоначальная стоимость инновационного, первого истребителя пятого поколения F-22 в ценах 1985 года составляла 35 млн. долларов. К окончанию серийного производства самолёта она выросла до 60 млн. долларов в ценах 2009 года.
Первоначальная стоимость первого российского серийного истребителя пятого поколения составляла примерно 42 млн. долларов. За счёт оптимизации производства и сокращения прибыли ОАК цена снижена на 20% и
составляет примерно 35 млн. долларов.
Стоимость экспортной версии Су-57Э может достигать 100 и более млн. долларов за счёт включения в контракт дополнительных условий по вооружению, инфраструктуре, обучению лётного и обслуживающего персонала, передачу технологий и компенсацию снижения прибыли ОАК на внутреннем рынке.
Стоимость истребителя вырастет после того, как пройдёт испытания и начнёт устанавливаться на самолёт двигатель второго этапа "изделие 30".
Контракт на поставку ВКС России 76 истребителей Су-57 может быть подписан на авиакосмическом салоне МАКС-2019, который пройдёт в подмосковном Жуковском с 27 августа по 1 сентября. Вероятно, в конце лета мы узнаем точную стоимость истребителя.
Источники:
https://inosmi.ru/military/20180614/242475904.html
https://militarywatchmagazine.com/article/russia-s-new-su-57-fighters-cost-just-35-million-each-are-fifth-generation-jets-really-cheaper-than-the-su-35
https://csbaonline.org/research/publications/the-f-22-program-in-retrospect/publication