В 2020 году Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) совместно с профильными научно-исследовательскими институтами завершила разработку и изготовила первые опытные образцы композитных лопаток вентилятора для двигателя ПД-35. Первый этап испытаний демонстратора лопатки вентилятора ПД-35 состоялся 27 июня 2020 года в Перми в составе двигателя ПД-14. На прошедшем в ноябре 2024 года очередном авиасалоне Airshow China в Чжухае композитные лопатки вентилятора ПД-35 были продемонстрированы специалистам и посетителям выставки.
Использование лопатки вентилятора, изготовленной из композитов, вместо пустотелой титановой – обосновано необходимостью снижения массы двигателя. Применение полимерных композиционных материалов (ПКМ) позволит добиться снижения массы вентилятора на 30% относительно аналогичного изделия с полыми лопатками, что на двигателе крупного размера, как ПД-35, даст ощутимый эффект в виде снижения массы всей силовой установки. В ОДК считают, что материал, из которого будут изготавливаться лопатки вентилятора ПД-35, стал прорывом в области ПКМ.
«Примером сегодняшнего прорыва в области полимерных материалов для нашего двигателестроения является создание полимерной лопатки вентилятора ПД-35. Без этой технологии было бы невозможно создать двигатель большой тяги, потому что это ключевая позиция. Следующим этапом развития этой технологии будут уже термопластичные полимеры, и это огромный пласт работы, которую нам надо преодолеть – создать технологию производства», –
По его словам, новые материалы необходимы для перехода к новым типам двигателей. В конце XX века благодаря разработке многокомпонентного сплава примерно из 20 технических компонентов удалось создать двигатель четвёртого поколения ПС-90А. Сейчас ОДК уже создала и продолжает работать над двигателями и элементами двигателей, соответствующие характеристикам пятого поколения. «Разработка полимеров и композитов с ещё более высокими характеристиками обеспечит в обозримой перспективе переход к двигателям шестого поколения», – отметил Михаил Бакрадзе в своём выступлении.
«Достижение принципиально нового уровня развития технологий и материалов в нашем двигателестроении было бы невозможно без опережающего научно-технического задела. Поэтому следующие поколения двигателей, безусловно, должны быть более неметаллическими. Поэтому на рубеже 2035 года доля таких материалов в авиационном двигателе должна составлять примерно 30 процентов против сегодняшних текущих – 10», – сказал Бакрадзе. При этом он подчеркнул, что даже при наличии технического и научного задела только опытно-конструкторские работы при создании нового двигателя занимают от семи до десяти лет.
2 ноября 2024 года