Какие новинки представит на МАКС-2021 Московский авиационный институт

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) традиционно является активным участником Международного авиационно-космического салона. С каждым годом присутствие МАИ на МАКС расширяется.

В этом году Московский авиационный институт также традиционно запланировал широкое участие в выставочной и деловой программе XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.

Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901

Отдельное внимание будет уделено совместным программам МАИ с ведущими предприятиями. Так, на стенде университета будет продемонстрирован макет лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», в разработке и производстве опытного образца которого Московский авиационный институт участвует по заказу дочерней компании предприятия АО «Уральский завод гражданской авиации» — «Байкал-Инжиниринг».

Строительство планера велось на базе Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) МАИ, который имеет сертификат разработчика авиационной техники и 55-летний опыт в проектировании и производстве лёгкой и сверхлёгкой авиационной техники. Им были спроектированы и выпущены такие известные самолёты, как «Квант» «Авиатика-МАИ-890», «МАИ-223», «Авиатика-МАИ-900 «Акробат», «МАИ-411» и другие.

«Байкал» предназначен для эксплуатации на удалённых территориях. Девятиместный самолёт должен заменить на местных авиалиниях АН-2 и содействовать улучшению транспортной доступности в российских регионах. Летательный аппарат сможет перевозить до 2 тонн полезной нагрузки на расстояние более 1500 км. Длина разбега составляет около 250 метров.

Важными условиями проекта являлись применение отечественных комплектующих и агрегатов, высокая ремонтопригодность в местных условиях, экономичность, быстрая интеграция в существующие транспортные системы.

ОСКБЭС МАИ принимал участие в создании самолёта на всех основных этапах: от проектирования до производства. На первом этапе работ в МАИ был изготовлен фюзеляж самолёта и проведена стыковка агрегатов планера. Впоследствии специалисты МАИ совместно с сотрудниками УЗГА принимали участие в монтаже оборудования и бортовых систем.

Технологическая подготовка сборочного производства проводилась с применением современных технологий, таких как бесплазовая увязка, монтаж оснастки с применением лазерного трекера. Элементы механизации крыла и киля изготовлены из композиционных материалов. Начало его испытаний и первый полёт запланированы на конец этого года.

Беспилотник вертикального взлёта

Один из перспективных трендов в сфере технологий — безусловно, беспилотные летательные аппараты. По оценкам Trends Market Research объём мирового рынка применения БПЛА к 2030 году вырастет по сравнению с 2020 годом в 15 раз и составит около 80 млрд долларов.

Разработкой различных решений в области беспилотников занимаются в центре компетенций «Беспилотные летательные аппараты», а также ещё в нескольких институтах МАИ. В сотрудничестве с ведущими предприятиями ведутся работы по созданию концепций и комплексов БПЛА по всему циклу, начиная от моделирования систем применения, заканчивая производством отдельных систем и самого аппарата.

Технологиям беспилотного будущего в МАИ обучают и студентов, и школьников. В университете функционируют лаборатория «Школы дронов» Детского технопарка «Траектория взлёта», а также Студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования, в рамках которого студенты выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области беспилотных летательных аппаратов и авиационного моделирования. В рамках Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы Московский авиационный институт ежегодно проводит свой трек «Беспилотные авиационные системы» при поддержке ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и ПАО «Компания «Сухой».

На Международном авиационно-космическом салоне МАИ представит одну из своих разработок в области беспилотных летательных аппаратов — БПЛА вертикального взлёта, разработанный командой СКБ АМ МАИ во главе с его руководителем Игорем Трифоновым. Этот беспилотник стал прототипом для дальнейших работ СКБ с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». БПЛА реализован по аэродинамической схеме «Утка». Подобная конструкция сочетает в себе преимущества коптеров и классической самолётной схемы. При горизонтальном полёте аппарат опирается на подъёмную силу и экономит энергию за счёт наличия крыльев, при этом имея все преимущества коптера, такие как вертикальные взлёт, посадка и возможность зависать в воздухе. В разработке реализован открывающийся фенестрон с реверсивной тягой для устойчивости при вертикальной посадке. Беспилотник имеет размах крыла 2,7 метра, его полётная масса — 17 килограмм, а время полёта составляет 40 минут. Тяга двигателей в полтора раза превышает вес изделия.

Концепт кабины сверхзвукового пассажирского самолёта

Экспонатом стенда МАИ на МАКС-2021 станет концепт кабины сверхзвукового пассажирского самолёта, созданный в центре "Авионика" МАИ. Концепт предусматривает нахождение в кабине одного пилота, в пару к которому предлагается добавить программный модуль, контролирующий адекватность действий человека. Одноместная кабина заметно улучшит аэродинамику самолёта.

Инновационные решения коснулись и принципов управления. В кабине реализована система индикации, необходимая для пилотирования при неотклоняемом носе самолёта. Решить задачу визуального контакта с землей предлагается с помощью средств технического зрения, что упростит конструкцию самолёта.

* * *

В рамках собственной экспозиции МАИ также представит ряд новых разработок в области композиционных материалов, прототипирования информационно-управляющего поля перспективных воздушных судов, агрегаты авариестойкой топливной системы, авиационные двигатели и энергетические установки, малые космические аппараты, образцы электроракетных двигательных установок для МКА и другие.

Подробнее ознакомиться с макетом лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» и БПЛА вертикального взлёта посетители могут на основной экспозиции Московского авиационного института на авиасалоне МАКС-2021 в павильоне F3.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...