ли-2

К 80-летию Победы: Ли-2 транспортно-пассажирский бомбардировщик

Фото: © Евгений Пашнин / airliners.net

Ли-2 (ПС-84) – самолёт, созданный на базе американского Douglas DC-3, был «рабочей лошадкой» транспортной авиации во время Великой Отечественной войны – на нём доставляли боеприпасы, медикаменты и топливо окружённым частям, эвакуировали раненных, снабжали партизанские отряды, выбрасывали разведгруппы в тыл врага, и при этом самолёт бомбил вражеские войска и переправы. Ли-2 работал под огнём, ночью и при минимальной видимости.

Огромную роль Ли-2 сыграл в обеспечении блокадного Ленинграда до установления ледовой переправы. Полёты в город начались 13 сентября 1941 года. 64 самолёта ПС-84 были задействованы для доставки военных грузов и продовольствия, в сутки в обе стороны перевозилось до 150 тонн.

Для защиты от вражеских истребителей сверху на фюзеляже смонтировали турель с крупнокалиберным пулемётом. В сентябре 1941 года ПС-84 лётчика А. А. Пантелли летел с грузом продовольствия из Москвы в Ленинград. Самолёт был атакован четырьмя истребителями Ме-109, и во время первой же атаки нападавших встретил огонь установленного на самолёте пулемёта. Два «Мессершмитта» были сбиты.

Как дань памяти подвигу лётчиков транспортной авиации самолёт установлен в центре открытой экспозиции музея «Дорога жизни».

К лету 1942 года из-за больших потерь самолётов на фронте и сокращения их производства из-за эвакуации авиационных заводов возникла острая потребность в бомбардировщиках. ПС-84 был переоборудован в несвойственную для гражданского транспортно-пассажирского самолёта роль. Под крылом были установлены устройства для сброса, на которых подвешивались четыре 250-килограммовых авиабомбы. Максимальной нагрузкой были четыре бомбы типа ФАБ-500.

Ли-2 принимал участие практически во всех крупных военных операциях Великой Отечественной войны. В битве за Сталинград самолёт применялся как ночной бомбардировщик. Например, в ночь на 26 августа 1942 года самолёты ПС-84 1-й авиадивизии авиации дальнего действия уничтожили фашистские переправы через Дон.

9 мая 1945 года именно Ли-2 доставил в Берлин представителей советского правительства, а затем в Москву – Акт о капитуляции и Знамя Победы.

Старое фото, «ожившее» при помощи искусственного интеллекта. Оно может не полностью соответствовать реальности, но добавляет зрелищности. © Авиасалон МАКС

Производство Ли-2 под обозначением ПС-84 началось в 1939 году на заводе №84 в Химках – отсюда и название: пассажирский самолёт 84 авиазавода. Зимой 1941-42 года авиапредприятие было эвакуировано в Ташкент, где в кратчайшие сроки производство самолёта было возобновлено.

Своё название Ли-2 самолёт получил в сентябре 1942 года – по имени главного инженера завода Б.П. Лисунова, руководившего строительством самолёта. В годы войны с 1942 по конец 1945 г. в Ташкенте выпустили 2125 машин. Всего на Ташкентском авиазаводе № 84 с 1942 по 1953 годы было выпущено 4276 самолётов Ли-2. А за все годы производства на авиазаводах в Химках, Ташкенте, Казани и Комсомольске-на Амуре было построено 4933 самолёта.

Технические характеристики транспортно-боевого самолёта Ли-2:

Экипаж 4 человека, 6 – после модификации в бомбардировщик
Длина 19,64 м
Размах крыла 28,81 м
Масса пустого 7700 кг
Максимальная взлётная масса 10500 кг
Максимальная скорость 320 км/ч
Крейсерская скорость 290 км/ч
Практический потолок 5600 м
Дальность 2150 – 2500 км
Двигатели 2 × АШ-62ИР по 1000 л.с.
Вооружение до 3 пулемётов ШКАС 7,62 мм или 1 УБТ 12,7 мм и 2 ШКАС
Бомбовая нагрузка до 2000 кг
Грузоподъёмность до 26 десантников или 2-3 т груза
Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...