Кооперация России и Узбекистана в авиастроении. Перспективы и возможности

ТАПОиЧ, 1987 год. Сборка Ил-76. Фото из Музея С.В. Ильюшина / © ПАО «Ил»

На международной промышленной выставке «Иннопром. Центральная Азия 2022», которая прошла в апреле в Ташкенте, губернатор Ульяновской области Алексей Русских выразил мнение, что в Республике Узбекистан сохранились компетенции в области авиастроения, и в перспективе можно говорить о возобновлении производства тяжёлых транспортных самолётов Ил-76.

Ранее в марте возможности кооперации обсуждались в Казани на круглом столе по инвестиционному и экономическому сотрудничеству Узбекистана и Татарстана. Помощник президента Татарстана Равиль Зарипов отмечал, что в республике рассчитывают на взаимное сотрудничество в совместном выпуске некоторых компонентов для пассажирского самолёта Ту-214, увеличение объёмов производства которого планируется на Казанском авиазаводе.

Замминистра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Хуррам Тешабаев заявил тогда в ходе заседаний круглого стола, что уже есть договоренности о расширении перечня компонентной базы, производимой на Ташкентском механическом заводе.

Дорога длиной в восемь месяцев — как два Ил-76 перевозили из Ташкента в Таганрог

Вопросы кооперации Москвы и Ташкента в авиастроительной отрасли поднимались на разных уровнях неоднократно. Россия заинтересована в совместной работе. Узбекистан является наиболее промышленно развитым государством среди других республик Средней Азии и Казахстана. Но на сегодняшний день возобновить производство Ил-76 в Узбекистане невозможно. Причин несколько.

Во-первых, завод ТАПОиЧ в Ташкенте прекратил своё существование в 2012 году, когда он был преобразован в Ташкентский механический завод. За 10 лет существенная часть оборудования для строительства самолётов была демонтирована, а само предприятие поменяло профиль производства, сейчас здесь выпускают товары народного потребления, а также комплектующие и запчасти для железнодорожного транспорта.

Во-вторых, открытым остается вопрос технологий. Даже при сохранении на ТМЗ всего промышленного оборудования, которое использовалось для строительства Ил-76, оно уже устарело как морально, так и физически, и потребовалось бы полное перевооружение завода. В Ульяновске, например, для внедрения современной поточной линии бесстапельной сборки Ил-76МД-90А и выпуска первых четырёх машин на этой линии, ушло более пяти лет. Были вложены огромные финансовые ресурсы, подготовлены специалисты и инженерно-технический персонал. Современные технологии, которые применяются при строительстве самолётов Ил-76МД-90А, сильно отличаются от того, что ранее применялось в Ташкенте.

Но несмотря на это в республике есть потенциал и возможности для кооперации в авиастроении – это производство комплектующих. В Узбекистане работает предприятие Uzbekistan Airways Technics, ранее – 243 авиаремонтный завод, где осуществлялся ремонт и техническое обслуживание всей советской техника «Аэрофлота». UAT обладает компетенциями в области ТОиР современных самолётов «Боинг» и «Эйрбас», покраски ВС, инспекции компонентов самолётов, изготовления оборудования салонов, обслуживания и ремонта агрегатов и комплектующих из ПКМ.

В Узбекистане хотят возродить ТАПОиЧ. Есть ли перспективы у этих планов

Кроме того, Узбекистан обладает широкой и оснащённой базой для выплавки металлов, металлообработки, изготовления резинотехнических и полимерно-пластмассовых изделий. В Ташкенте и других городах республики функционируют необходимые мощности, в том числе и на Ташкентском механическом заводе. Поэтому компетенции производства комплектующих для нужд авиастроительной отрасли в республике достаточно, и привлечение этих мощностей для участия в кооперации по строительству самолётов Ту-214 – вполне реальная задача.

Вопрос о возобновлении сотрудничества с Узбекистаном в авиастроении не возник случайно или по причине антироссийских санкций против отечественной гражданской авиации. Ещё в 2017 году в Ташкент приезжал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост отраслевого вице-премьера. Он обсуждал с руководством республики два перспективных проекта – кооперация по производству МС-21 и создание центра по техническому обслуживанию этих самолётов.

В декабре 2020 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев рассказывал главе Минпромторга РФ Денису Мантурову о желании возродить авиазавод в Ташкенте. Однако в настоящее время вопросы кооперации в авиастроении остаются на стадии предварительных предложений и обсуждения. Вернуться к более детальным переговорам и выработке конкретных совместных действий можно будет через несколько лет, когда производство МС-21, Ил-114-300, Ту-214, самолётов «Ладога» и «Байкал» будет полностью налажено.

Ташкенту предложили подключиться к программе МС-21

В настоящее время остаётся открытым вопрос подготовки и уровня квалификации инженерно-технического персонала и специалистов рабочих профессий. В 2008 году постановлением Кабмина Республики Узбекистан Ташкентский государственный авиационный институт был ликвидирован и включен в состав Ташкентского государственного технического университета как «Авиационный факультет». С августа 2020 года – это кафедра «Авиационный инжиниринг» в составе Ташкентского государственного транспортного университета. Как сказано на сайте университета, кафедра является подготовительной в составе факультета «Авиационной и транспортной инженерии», куда входит также кафедра «Аэронавигационные системы».

Сейчас на кафедре «Авиационный инжиниринг» проходит обучение по семи специальностям:

  • «Техническая эксплуатация воздушных судов»;
  • «Авиастроение»;
  • «Техническая и технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов»;
  • «Авиационный инжиниринг (авиастроение)»;
  • «Авиационный инжиниринг (авиационные комплексы беспилотных летательных аппаратов)»;
  • «Проектирование и эксплуатация дронов»;
  • «Эксплуатация воздушных судов и авиационных двигателей».

Небольшая кафедра, реорганизованная из крупного института, совершенно недостаточно для возобновления полноценного современного авиастроения в государстве с населением 30-35 миллионов человек. Поэтому, для использования высокотехнологичного оборудования и строительства современных воздушных судов целесообразно наладить процесс обучения специалистов из Узбекистана в российских вузах. После распада СССР большая часть специалистов переехала из Ташкента в Воронеж и Ульяновск. Сейчас нехватка кадров в авиастроительной отрасли является главной проблемой Узбекистана, Россия может помочь в её решении.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...