Проект самолёта ТВС-2ДТС предлагается финансировать из внебюджетных средств

Самолёт ТВС-2ДТС в составе статической экспозиции МАКС-2017. Фото © Андрей Величко / «Авиация России»

Стоимость разработки, сертификации и подготовки серийного производства цельнокомпозитного самолёта ТВС-2ДТС, опытный образец которого создали в Сибирском НИИ авиации им. Чаплыгина (СибНИА), оценивается в 4,5 млрд руб. Планируемые сроки начала поставок самолёта – IV квартал 2024 года. Об этом сообщает «РБК-Новосибирск» со ссылкой на пресс-службу Минпромторга РФ.

При этом в министерстве пояснили, что из-за рисков, связанных с отсутствием в России опыта сертификации цельнокомпозитных самолётов такого класса, Минпромторг считает целесообразным финансирование проекта ТВС-2ДТС из внебюджетных источников.

Самолёт ТВС-2ДТС является демонстратором технологий цельнокомпозитного воздушного судна для региональных авиаперевозок, которое было создано в результате ремоторизации и дальнейшей модернизации самолёта Ан-2. Взяв за основу аэродинамическую схему Ан-2, инженеры СибНИА разработали сначала самолёт с композитным крылом – ТВС-2ДТ, а затем цельнокомпозитный вариант ТВС-2ДТС, который впервые был продемонстрирован на МАКС-2017.

ТВС-2ДТС — лёгкий цельнокомпозитный многоцелевой самолёт

Также в Минпромторге отметили, что сертифицировать самолёт, разрабатываемый на базе прототипа ТВС-2ДТС, нужно в соответствии с приказом Минтранса России от 17 июня 2019 г. № 184, с оформлением разработчиком самолёта специальных техусловий, включённых в сертификационный базис. «При этом заявка на получение сертификата типа самолёта ТВС-2ДТС до настоящего момента не подана», – добавили в ведомстве.

8 июня 2018 года Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе рабочего визита в Улан-Удэ сообщил, что новый лёгкий многоцелевой самолёт ТВС-2ДТС получил название «Байкал». А двумя месяцами ранее Улан-Удэнский авиационный завод холдинга «Вертолёты России» и якутская авиакомпания «Полярные авиалинии» подписали долгосрочный контракт на поставку самолётов ТВС-2ДТС. Первую партию предприятие ожидало получить в 2021 году.

Начать сертификацию ТВС-2ДТС планировалось в 2019 году. Для этих целей первые два опытных образца собирались построить на базе разработчика проекта – СибНИА. С 2020 года к испытаниям предполагалось подключить опытные образцы, собранные уже на Улан-Удэнском авиационном заводе, в 2021 году холдинг «Вертолёты России» рассчитывал получить сертификат типа и запустить серийное производство самолёта.

Планы на эту машину были грандиозные, достаточно посмотреть статьи на нашем сайте по тэгу #ТВС-2ДТС. Но в 2019 году Минпромторг полностью поменял подход к облику лёгкого многоцелевого самолёта на замену Ан-2, и после двух тендеров его разработку отдал дочерней компании Уральского завода гражданской авиации – ООО «Байкал-Инжиниринг», новому проекту ЛМС-901 перешло и имя «Байкал».

Логика действий Минпромторга, который отвечает за экспериментальную авиацию, вполне понятна. До ТВС-2ДТС в нашей стране не разрабатывались полностью композитные воздушные суда на 9-14 пассажиров, также не была разработана методика сертификации таких самолётов, но что более важно, ТВС-2ДТС критически зависим от иностранных материалов и комплектующих, в том числе ПКМ, двигателя и навигационного оборудования.

Владимир Барсук сравнил самолёты ТВС-2ДТС и ЛМС-901

Генеральный директор СибНИА Владимир Барсук сказал в феврале 2022 года после первого полёта ЛМС-901, что ТВС-2ДТС оказался хуже, чем «Байкал». «У нас другой вес, он другого класса, выполнен из других материалов. Технологические решения, которые были возможны, мы продемонстрировали в полёте, в воздухе. Однако пока было принято, наверное, объективное и правильное решение сориентироваться на екатеринбургский самолёт», – заявил директор СибНИА.

Наверное определение «хуже» в данном случае несправедливо, оно не отражает разницу между ТВС-2ДТС и ЛМС-901, а прозвучало в эмоциональном порыве. По сути это две разные машины – не хуже и не лучше.

Сейчас, когда в Екатеринбурге идут сертификационные испытания самолёта «Байкал», а в Комсомольске-на-Амуре строится производственная площадка для его выпуска, пришло время заняться более тяжёлой и более вместительной машиной. И хочется пожелать удачи СибНИА и его гендиректору Владимиру Барсуку в реализации проекта ТВС-2ДТС, и поднять в небо не демонстратор технологий, а уже реальный прототип будущего серийного самолёта.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...