Из-за плохой очистки снега в Ульяновске произошёл инцидент с SSJ100

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) направило руководителям территориальных органов ведомства и руководителям организаций гражданской авиации информационное письмо по безопасности полётов за подписью главы ведомства Александра Нерадько, в котором сообщается о ненадлежащей очистке взлётно-посадочной полосы в аэропорту Баратаевка (Ульяновск).

25 марта 2019 года в аэропорту произошёл серьёзный авиационный инцидент с самолётом Суперджет 100 RA-89032 авиакомпании "Аэрофлот", связанный с посадкой ВС на неподготовленную ВПП. Посадка производилась ночью в условиях снегопада. По аэродрому Баратаевка действовало штормовое предупреждение продолжительностью более двух часов. По данным аэродромной службы к моменту посадки самолёта ВПП-02 была покрыта мокрым снегом слоем толщиной до 3 мм на площади от 51 до 100% поверхности полосы, коэффициент сцепления составлял 0,39. Эти же данные были переданы экипажу ВС.

Снижение и посадка производились без особенностей. После приземления, в процессе пробега, экипаж ВС в свете фар увидел слева от осевой линии ВПП высокий снежный бруствер, о чём, после выполнения посадки, доложил диспетчеру.

"Вы просто съездите, посмотрите, что здесь происходит на полосе, я такое первый раз в жизни вижу!", - сообщил пилот.

По оценке экипажа, в процессе пробега отмечались признаки потери путевой управляемости. По объяснениям командира, самолёт сильно бросало по ВПП из-за разницы толщины снежного покрова под левым и правым колёсами шасси.

По данным средств объективного контроля, для выдерживания направления пробега требовалось отклонение руля направления вправо до 20,92 град. в то время, как максимальный угол отклонения у самолёта SSJ100 - 27,6 град. Кроме того, экипажем применялось раздельное торможение колёс левой и правой опор шасси.

В ходе расследования было установлено, что до посадки борта RA-89032 полоса была очищена одной снегоуборочной машиной, а после завершения очистки - за 10 минут до посадки - коэффициент сцепления не измерялся. Наличие на ВПП снежного бруствера высотой 40-45 см может свидетельствовать, что контроль качества очистки полосы не осуществлялся. При контрольном замере через 30 минут после посадки самолёта коэффициент сцепления на ВПП составил 0,08/0,1/0,08.

Росавиация отмечает, что 20 апреля 2015 года некачественная подготовка ВПП аэродрома Баратаевка уже приводила к выкатыванию самолёта ATR-72 рег. VQ-BLF. Тогда в ходе расследования было установлено, что ВПП не была подготовлена к приёму ВС, находилась под слоем слякоти толщиной 5 мм и была очищена только на 10 метров по обе стороны от осевой линии, при ширине полосы 60 м. На нерасчищенной части ВПП толщина слоя слякоти доходила до 50 мм.

В Росавиации считают, что повторение нарушений при подготовке лётного поля к приёму самолётов говорит о несоответствии обеспечения безопасности полётов со стороны руководства ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации", в ведении которого находится аэродром Баратаевка, Правилам безопасности полётов, утверждённых Правительством РФ 18 ноября 2014 года № 1215.

Также Росавиация считает, что дополнительным фактором опасности, который может приводить к выкатыванию ВС за пределы ВПП при взлёте и посадке, является неготовность персонала аэродромной службы объективно определять состояние поверхности полосы или формальное отношение персонала к контролю толщины слоя и площади покрытия поверхности ВПП водой, слякотью, снегом или льдом.

В письме отмечено, что в условиях сильных и продолжительных осадков, не позволяющих обеспечить пригодность аэродрома к приёму ВС, персонал оказывается неготовым рекомендовать временное прекращение приёма и выпуска самолётов. Так, в указанных выше случаях, непрекращающиеся осадки приводили к значительным изменениям поверхности ВПП в сторону ухудшения характеристик сцепления. Несмотря на то, что в этих условиях аэродромная служба не справлялась с очисткой ВПП, решение о временном прекращении полётов не принималось.

Документ опубликован на сайте Центрального МТУ Росавиации

Экипаж SSJ100 при посадке в Якутске имел недостоверные данные о состоянии ВПП

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (5 оценок, среднее: 4,60 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ