Самолёт Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Якутия", выкатившийся со взлётно-посадочной полосы в Якутске в ночь с 9 на 10 октября, эксплуатировался с отложенной неисправностью двигателя - у самолёта было деактивировано реверсивное устройство, сообщает Росавиация.
Согласно ограничениям перечня минимального оборудования выполнение посадки с деактивированными реверсами двигателей допускается при коэффициенте сцепления на ВПП не ниже 0,4. Покрытие ВПП в Якутске в действительности имело коэффициент сцепления почти в два раза меньше.
С мая 2018 года в аэропорту Якутска производятся работы по реконструкции взлётно-посадочной полосы (05R/23L), в связи чем порог ВПП-05R был перенесён в сторону контрольной точки аэродрома на 1150 метров, а располагаемая посадочная дистанция ВПП-23L уменьшена до 2248 метров. Посадка воздушных судов на ВПП-05R запрещена. Информация о введённых ограничениях была включена в НОТАМ А4144/18.
После посадки самолёта на ВПП-23L Суперджет выкатился за пределы её рабочей части на 250 метров на реконструируемый участок. При движении самолёта по нерабочей части лётного поля произошло разрушение основных опор шасси и серьёзное повреждение силовых элементов планера. По предварительным данным, за медицинской помощью после авиационного происшествия обратились 4 пассажира.
Первоначально состояние ВПП-23L оценивалось коэффициентом сцепления – 0,45. Эта же информация была передана экипажу воздушного судна. Однако, в ходе дальнейшей оценки состояния ВПП-23L на ней был зафиксирован гололёд, значения коэффициента сцепления после замера составили – 0,25/0,32/0,25, что может свидетельствовать о ненадлежащем поддержании в эксплуатационном состоянии элементов лётного поля аэродромной службой аэропорта Якутск.
Компания "Гражданские самолёты Сухого" в распространённом пресс-релизе сообщает, что эксплуатация SSJ100 RA-89011 в авиакомпании "Якутия" с отложенной неисправностью двигателя - деактивацией реверсивного устройства, осуществлялась в полном соответствии с лётной эксплуатационной документацией самолёта.
"Реверсивное устройство двигателя предназначено для частичного отклонения выхлопной струи двигателя против движения самолёта и служит вспомогательным средством торможения при посадке в целях экономии ресурса тормозов колёс", - говорится в сообщении ГСС.
Деактивированный на SSJ100 реверс при авиационном происшествии в Якутске не оказывал влияния на безопасность полёта, т.к. в руководство по лётной эксплуатации вносятся соответствующие поправки к лётно-техническим характеристикам самолёта и даются соответствующие указания по особенностям эксплуатации ВС в такой конфигурации. Это позволяет экипажам уверенно осуществлять надёжную и безопасную эксплуатацию самолёта, своевременно выполняя подготовку к посадке в различных погодных условиях с оценкой необходимой посадочной дистанции.
В пресс-службе ГСС отмечают, что имея информацию от наземных служб аэропорта о состоянии поверхности взлётно-посадочной полосы в аэропорту Якутска с коэффициентом сцепления более 0,4, экипаж самолёта принял обоснованное решение о выполнении посадки с применением технологии описанной в лётной документации.
Однако реальное состояние ВПП с коэффициентом сцепления почти в два раза меньшим, чем было сообщено экипажу борта RA-89011, требовало принятия отдельного решения о возможности выполнения посадки в таких условиях. Не обеспеченный достоверной информацией экипаж, не мог предотвратить выкатывание самолёта за пределы торцевой части взлётно-посадочной полосы.
В марте 2018 года на совещании в Росавиации по проблемным вопросам эксплуатации аэродрома Якутск в период реконструкции ВПП обращалось внимание авиакомпаний на необходимость проработки дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации воздушных судов с учётом ограничений взлётно-посадочной дистанции.
В 2018 году в ходе проведения проверок деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» на соответствие требованиям федеральных авиационных правил были выявлены существенные нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации
В Росавиации считают, что система управления безопасностью полётов авиакомпании "Якутия" не в полной мере соответствует установленным требованиям, руководство авиакомпании не способно принимать эффективные меры по устранению недостатков в деятельности авиапредприятия.
В настоящее время Росавиацией рассматривается вопрос о внесении ограничений в действие сертификата эксплуатанта АО «Авиакомпания «Якутия» в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.
После авиационного происшествия работы по эвакуации самолёта с ВПП продолжались более 12 часов, что свидетельствует об отсутствии в аэропорту необходимого оборудования и надлежащей подготовки персонала. Как следствие, деятельность аэропорта была частично парализована – обеспечивался только вылет воздушных судов, на приём самолётов аэропорт был закрыт.
Фото © Игорь Ширяев, https://russianplanes.net/id157958