Решения, принятые Евросоюзом под диктовку своего сюpерена из-за океана, создали гражданской авиации России и туристическому бизнесу серьёзные проблемы, но также ударили и по европейским авиакомпаниям после того как для них было запрещено использование российского воздушного пространства. Наиболее пострадавшим от действий евровластей стал финский национальный перевозчик – авиакомпания Finnair. Там
Finnair заняла нишу транзитных пассажирских перевозок из европейских городов по самому выгодному по времени полёта маршруту из своего хаба — аэропорта Хельсинки — в Гонконг, Сеул и Шанхай. Но после запрета на полёты по транссибирскому коридору выполнение рейсов в эти города не будет иметь финансового смысла.
«Для многих наших рейсов в Северо-Восточную Азию изменение маршрута означало бы значительно более длительное время полёта, а операции были бы экономически невыгодными», — заявила пресс-секретарь авиакомпании Пайвит Таллквист. Она пояснила, что ответный запрет со стороны России повлечёт за собой серьёзные последствия, «поскольку наше азиатское направление на практике закрывается».
В 2021 году на азиатские перевозки приходилось чуть менее 40% выручки Finnair, по сравнению с примерно 43 процентами за последний полный год перед пандемией COVID-19. Перевозчик работал над смягчением последствий, переключаясь на перевозку грузов. В начале февраля-2022 авиакомпания объявила о модернизации дальнемагистрального флота стоимостью 200 миллионов евро, надеясь, что пассажирский траффик будет восстанавливаться быстрыми темпами во второй половине этого года.
3 марта Finnair
В пресс-службе финского перевозчика заявили, что с 9 марта 2022 года полёты в Токио из Хельсинки будут выполняться четыре раза в неделю, минуя воздушное пространство России. Время полёта составляет около 13 часов. Полёты из Хельсинки в Бангкок, Пхукет, Сингапур и Дели, а также из Стокгольма в Пхукет будут выполнятся также минуя воздушное пространство России, что удлиняет время в пути на несколько часов в зависимости от маршрута и погодных условий.
Но есть в Европе авиакомпания, которая только выиграет от антироссийских евросанкций, это – Air Serbia – единственный европейский авиаперевозчик, которому не запрещено входить в воздушное пространство России.
Сейчас вместо обычных восьми рейсов в неделю между Белградом и Москвой Air Serbia выполняет 12 рейсов, а все билеты по данному маршруту распроданы вплоть до конца марта.
Сербскую авиакомпанию, в парке которой 16 ВС, решила поддержать вторая по величине авиакомпания Эмиратов — Etihad, владеющая 18% акций Air Serbia (остальными – государство).
На сайте информационной группы «
Флот авиакомпании состоит из 30 лайнеров Airbus A320, 39 – Boeing 787 и 19 – Boeing 777. По данным «Турпром», не менее 12 лайнеров Etihad имеют статус «припаркован», т.е. минимум 20 дней они не поднимались в воздух, и ближневосточный перевозчик свою выгоду упускать не намерен. Но даже если Etihad не получится передать часть неиспользуемых самолётов своей сербской «дочке», Air Serbia всё равно получает преимущества от возможности летать в российском воздушном пространстве.