Экспозиция Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 будет обширной и разноплановой.
Ряд экспонатов будет посвящен перспективному направлению исследования гибридных и электрических технологий для гражданской авиации. Так, посетители Авиасалона получат возможность увидеть первые российские «электросамолеты» – летающую лабораторию Як-40ЛЛ с гибридной силовой установкой (ГСУ) и сверхлегкий пилотируемый экспериментальный самолет «Сигма-4Э» с полностью электрической силовой установкой. Уникальная особенность ГСУ, реализуемой ЦИАМ в широкой кооперации отечественных предприятий, – применение высокотемпературных сверхпроводниковых технологий (ВТСП), позволяющих существенно увеличить КПД электрических машин при тех же габаритах и массе. Мощность электродвигателя, установленного на Як-40ЛЛ в дополнение к двум турбореактивным двигателям самолета, - 500 кВт (680 л.с.), электродвигателя «Сигмы-4Э» - до 80 кВт (109 л.с.).
На экспозиции будет представлен макет демонстратора технологий полностью сверхпроводящей ГСУ повышенной мощности. Эта перспективная разработка, к работам над которой ЦИАМ планирует приступить в 2022 году, является частью комплексного проекта «Силуэт», направленного на развитие применения технологий ВТСП и криогенных топлив в авиации.
На самолете Як-18Т можно будет увидеть установленный на него для летных испытаний авиационный поршневой двигатель АПД-500 мощностью 500 л.с. АПД-500 разработан ЦИАМ на основе серийного автомобильного мотора линейки двигателей Единой модульной платформы ФГУП «НАМИ» в рамках научно-исследовательской работы «Адаптация». Для авиаверсии разработан ряд новых узлов и систем, обеспечивающих эффективную и безопасную работу двигателя в авиационном режиме в соответствии с требованиями Авиационных правил АП-33. Двигатель - демонстратор технологий успешно прошел комплекс испытаний на наземных и высотных стендах, первые летные испытания запланированы на вторую половину 2021 года.
Будет представлен и разработанный в ЦИАМ по заказу ФПИ демонстратор технологий односекционного турбированного роторно-поршневого двигателя РПД-100Т мощностью 100 л.с. Авиамотор предполагается применять для нужд малой авиации и БПЛА.
ЦИАМ также покажет технический облик перспективной энергетической установки на базе двухсекционного турбированного роторно-поршневого авиадвигателя РПД-350Т с высокоэффективным мотор-генератором. Данная установка ориентирована на использование в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки.
Перспективным для беспилотной авиации может стать и другой экспонат – демонстратор электродвигателя ЭД-60ЦМ с заявленной мощностью 85 кВт (более 115 л.с.). Двигатели данного типа планируется использовать в различных видах БПЛА.
В рамках исследования технологий и конструктивных решений для перспективных двигателей на стенде также будут демонстрироваться детали, созданные из композитных материалов, в т.ч. с помощью аддитивных технологий. Экспериментальные изделия значительно превосходят образцы, выполненные по традиционным технологиям из металлов и сплавов, по таким важным характеристикам, как предельная рабочая температура, износостойкость, масса и др.
МАКС-2021 пройдет с 20 по 25 июля 2021 года в г.о. Жуковский на территории ЛИИ им. М.М. Громова. Ознакомиться с перспективными разработками ЦИАМ можно будет на коллективной экспозиции организаций, входящих в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», в павильоне F3, стенд А9, и на статической стоянке (самолеты Як-40ЛЛ, «Сигма-4Э», Як-18Т).