Судьбы списанных самолётов: от пустынных аэродромов до вторичного рынка запчастей

Хранение и утилизация самолётов Ан-12 в Фуджейре (ОАЭ) / Фото: лицензия Creative Commons

Европейский авиаконцерн Airbus закрыл своё грузовое подразделение Beluga Transport, причиной названа недооценка сложности эксплуатации специализированных грузовых самолётов Beluga ST в коммерческих целях. Эти воздушные суда стали избыточными после ввода в эксплуатацию нового поколения Beluga XL. Четыре самолёта Beluga ST, выведенные из эксплуатации, отправлены на хранение.

Экономическая целесообразность является определяющим фактором при списании воздушных судов. Современные авиалайнеры, такие как Airbus A350 и Boeing 787, демонстрируют на 25-30% меньший расход топлива по сравнению с предыдущими моделями, делая эксплуатацию старых самолётов экономически невыгодной. Повышение стоимости технического обслуживания также оказывает существенное влияние, ведь регулярные проверки каждые 5-7 лет после 15 лет эксплуатации становятся всё дороже. При этом поиск необходимых запасных частей зачастую осложняется прекращением их производства.

После вывода из эксплуатации самолёты могут быть законсервированы на специальных аэродромах, расположенных в пустынных регионах. Сухой климат этих мест обеспечивает защиту от коррозии, позволяя сохранить корпуса самолётов в приемлемом состоянии. Во время пандемии количество временно выведенных из эксплуатации лайнеров на подобных стоянках превысило тысячу, при этом наиболее известными местами хранения являются Мохаве (США), Тируэль (Испания) и Алис-Спрингс (Австралия).

Один из распространенных способов утилизации списанных лайнеров – их разборка на запчасти для вторичного рынка. Ежегодный оборот этого рынка достигает 6 миллиардов долларов, а наиболее востребованными компонентами являются авиационные двигатели, авионика, системы освещения, элементы интерьера и иллюминаторы. Когда ресурс агрегатов, пригодных для вторичной продажи, исчерпывается, самолёт отправляют на переработку, в процессе которой один авиалайнер даёт до 30 тонн ценных металлов, включая титан.

Другой вариант продления срока службы самолёта – его конверсия в грузовую версию. Этот процесс включает заделку окон, установку грузовых дверей и переоборудование пассажирского салона в грузовой отсек, что позволяет перепрофилировать воздушное судно для транспортировки грузов. Таким образом, самолёт продолжает эксплуатироваться, но уже в качестве грузового борта, внося свой вклад в экономику авиаперевозок.

Аэропорт Тируэль, расположенный в Испании, является крупным центром хранения и технического обслуживания авиационной техники. Его расположение на высоте 1000 метров и сухой континентальный климат делают его привлекательным местом для хранения и консервации воздушных судов. Обширная взлетно-посадочная полоса и наличие гор вокруг аэропорта обеспечивают благоприятные условия для стоянки самолётов различных типов, включая гигантские Boeing 747.

Военно-воздушная база США «Дэвис-Монтен», расположенная в пустыне Аризона, представляет собой масштабный центр хранения и утилизации авиационной техники. Здесь, на площади более 10 квадратных километров, находятся тысячи самолетов и аэрокосмических аппаратов различных родов войск США и НАСА. Климатические условия пустыни, а именно сухая жара и низкая влажность, замедляют процесс коррозии и упрощают поддержание самолётов в рабочем состоянии.

Тируэль: аэропорт, куда самолёты отправляются в отпуск

Процесс утилизации старых самолётов представляет собой сложную многоступенчатую операцию, важную не только с экономической, но и с экологической точки зрения. В нём задействованы сотни предприятий по всему миру, формируя целую подотрасль авиационной промышленности. Комплексный подход к утилизации позволяет максимизировать экономическую выгоду и минимизировать воздействие на окружающую среду, подчеркивая значимость этого процесса для устойчивого развития авиации.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (6 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...