Спустя три года с момента запуска авиакомпании Beluga Transport, предназначенной для изучения коммерческих перспектив специализированных транспортных самолётов A300-600ST Beluga, европейский авиаконцерн Airbus закрыл своё грузовое подразделение, сообщает Flight Global. Четыре самолёта Beluga ST, выведенные из эксплуатации, отправлены на хранение.
Главную причину в Airbus не называют, однако специалисты авиаотрасли говорят о том, что авиапроизводитель недооценил сложности эксплуатации специализированных грузовых самолётов в коммерческих целях. А после ввода в эксплуатацию нового поколения Beluga XL воздушные суда BelugaST стали избыточными для решения вопросов логистики корпорации.
«Сверхгабаритные грузовые самолёты Beluga ST, созданные на базе конструкции пассажирского Airbus A300-600, имеют оригинальную конфигурацию фюзеляжа, позволяющую перевозить грузы объёмом до 1400 кубических метров. Изначально Airbus создал подразделение Beluga Transport, чтобы перепрофилировать эти устаревающие самолёты, которые выводились из эксплуатации в рамках внутренних логистических операций. Они были заменены более крупными и современными A330-700L BelugaXL, разработанными для удовлетворения растущих транспортных потребностей Airbus», – говорится в материале Flight Global.
Сравнительно низкая коммерческая загрузка самолётов Beluga ST, которые за период с 2022 по 2024 год выполнили всего 17 коммерческих рейсов, подтверждает нецелесообразность дальнейшей эксплуатации в условиях открытого рынка грузовых перевозок. Иными словами, экономическая эффективность данного проекта оказалась ниже ожидаемой. Будущее этих самолётов пока не определено, но в текущих условиях наиболее вероятным сценарием является их дальнейшее хранение с возможной последующей продажей или перепрофилированием для внутренних нужд Airbus.
Изначально подразделение Airbus Beluga Transport было создано для оказания коммерческих услуг по перевозке грузов сторонних организаций с использованием пяти самолётов A300-600ST. Воздушные суда способны перевозить негабаритные грузы, такие как ступени космических кораблей, авиационные двигатели, турбины для электростанций, вертолёты. Airbus объявил о создании своего коммерческого подразделения 25 января 2022 года.
Инициатива была запущена в ответ на сокращение количества крупных грузовых самолётов, таких как Ан-124. В корпорации понимали, что ухудшение отношений с Россией приведёт к сокращению заказов от европейской промышленности на перевозку крупногабаритных грузов. После начала СВО, в марте 2022 года, вся авиационная отрасль России попала под запрет Евросоюза, США и Канады. Используя собственные самолёты для чартерных перевозок, Airbus стремился восполнить пробел на мировом рынке грузовых авиаперевозок с уходом Группы компаний «Волга-Днепр».
Однако, несмотря на свой потенциал, производственная деятельность Beluga Transport с трудом набирала обороты. Airbus планировал расширить бизнес, наняв 60 новых сотрудников и обучив дополнительный лётный состав. Внезапное решение о ликвидации подразделения говорит о том, что бизнес-модель не была жизнеспособной финансово или соответствующей долгосрочным целям Airbus.