C919 – как испытание на прочность для китайской авиационной промышленности

Фото: © агентство Xinhua («Синьхуа»)

Китайский узкофюзеляжный самолёт C919, разработанный компанией COMAC, позиционируется как амбициозный конкурент Airbus A320 и Boeing 737. Этот проект – не просто создание нового самолёта, но и ключевой элемент стратегии «Made in China 2025», направленной на достижение технологического суверенитета Поднебесной. Однако, выход C919 на мировые рынки сталкивается с серьёзными препятствиями. Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) заявило, что процесс сертификации лайнера займёт ещё от трёх до шести лет, что отодвигает возможность его появления в Европе как минимум до 2028 года.

«Comac C919 – китайский самолёт нового поколения может получить европейскую сертификацию через 3-6 лет», – заявил исполнительный директор EASA Флориан Гийерме в интервью французскому еженедельнику l’Usine Nouvelle. Гийерме пояснил, что совместная работа COMAC и EASA началась четыре года назад и наиболее продуктивной была в последние два года. Стандартный процесс сертификации самолёта западного производства в EASA занимает до двух лет после первого полёта, а валидация – около шести месяцев после сертификации партнёром по двустороннему соглашению о безопасности полётов.

«Однако эти сроки предназначены для организаций с давними связями. Несмотря на то, что в Китае самолёт сертифицирован в 2022 году, а соглашение о безопасности полётов между ЕС и Китаем действует с 2020 года, нам ещё предстоит провести валидационные испытания конструкции самолёта и некоторых компонентов, включая лётные испытания», – уточнил глава EASA. Он также отметил, что помимо оборудования западного производства, на C919 установлены двигатели CFM International Leap-1C, почти идентичные двигателям Leap-1A на A320neo, и EASA должно оценить общую конструкцию и интеграцию.

Отсутствие сертификации EASA создаёт серьёзные стратегические риски. Без европейской сертификации C919 будет сложно выйти на международный рынок, поскольку многие страны ориентируются на стандарты EASA и FAA (Федеральное управление гражданской авиации США).

Китайский двигатель CJ1000 готов к испытаниям на самолёте C919

«Ахиллесова пята», сдерживающая продвижение C919, это его зависимость от западных технологий. Разработка китайского двигателя CJ-1000A ведётся, но в США и Европе относятся к нему с большим скепсисом и оценивают его появление на серийных самолётах не ранее 2035 года. По состоянию на май 2018 года, Китайская корпорация авиационных двигателей (AECC) прогнозировала сертификацию CJ-1000A к 2027 году с последующим вводом в эксплуатацию к 2030 году, что примерно на восемь лет превышает первоначальные сроки. В марте 2023 года начались лётные испытания CJ-1000A на летающей лаборатории. В марте 2025 года AECC заявила, что испытания проходят в соответствии с планом.

Помимо двигателей, значительная часть авионики и других систем C919 также импортируется. Honeywell поставляет системы управления полётом и вспомогательные силовые установки, Collins Aerospace – бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и интерьеры, Safran – шасси и тормозные системы. В поставках задействованы и другие американские компании. По оценкам аналитиков Teal Group, до 60% стоимости C919 приходится на западные компоненты. Высокая доля импорта делает проект уязвимым, особенно в условиях обостряющейся торговой войны между США и Китаем.

В рамках эскалации торгового конфликта США ввели для Китая пошлины до 145% на ключевые авиакомпоненты, включая двигатели и авионику. В ответ Китай установил зеркальные тарифы в 125% на американские товары. Однако, чтобы избежать срыва производства C919, китайское руководство было вынуждено временно отменить пошлины на критически важные авиационные комплектующие, такие как двигатели, шасси и гондолы. Эта мера подчеркивает зависимость Китая от западных поставщиков и его уязвимость перед торговым давлением со стороны США.

Импортозамещение — не самоцель, но требование текущего момента

В условиях торговой войны и зависимости от западных технологий, импортозамещение становится ключевым приоритетом для Китая в проекте C919. Помимо двигателя CJ-1000A, активно ведутся работы по созданию локальных аналогов БРЭО, шасси, системы управления и других критически важных самолётных систем и агрегатов. Китайские власти активно поддерживают процесс импортозамещения, выделяя значительные ресурсы на научные исследования и разработки, и рассматривают это направление как стратегическую необходимость для обеспечения технологического суверенитета и устойчивости авиационной отрасли. Однако, несмотря на значительные инвестиции, конкурентоспособные решения пока отсутствуют, и COMAC по-прежнему сильно зависит от западных поставщиков.

Существует несколько возможных сценариев развития событий для C919:

  • Оптимистичный – Китай постепенно заменяет западные компоненты на отечественные, сохраняя при этом доступ к критически важным западным технологиям по льготным тарифам. В этом случае C919 сможет занять свою нишу на внутреннем рынке и постепенно расширять экспорт.
  • Пессимистичный – эскалация торговой войны приводит к полной блокировке поставок западных компонентов. В этом случае производство C919 может быть приостановлено или существенно ограничено.
  • Политический – Китай использует свои экономические рычаги, в том числе давление на Boeing, для достижения компромисса с США и получения доступа к западным технологиям. В этом случае C919 может стать инструментом политического торга.

Что в итоге? C919 – это не просто самолёт, а символ национального престижа Китая и его стремления к технологическому суверенитету. Наиболее вероятный путь, по которому пойдёт COMAC – тот, который прошла Россия с МС-21-310 и SJ-100. Стать реальным конкурентом Airbus и Boeing C919 не сможет ни в ближайшее десятилетие, ни в долгосрочной перспективе. То, что Пекин совершит технологический рывок и в конце концов заменит на собственные разработки импортные комплектующие, сомнений не вызывает – в Китае замечательно умеют клонировать/копировать высокотехнологичные западные и американские изделия. Но проблема С919 в том, что по сути – это самолёт прошлого поколения, который пытается догнать дуополию A&B, и пока это получается с трудом. Дальнейшая судьба C919 во многом будет зависеть от развития политической и экономической ситуации в мире.

Подготовлено по материалам:

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (19 оценок, среднее: 4,53 из 5)
Загрузка...