В декабре 2021 года Евросоюз запретил национальному перевозчику Белоруссии - авиакомпании «Белавиа» – летать в страны ЕС, а также брать самолёты в лизинг. Санкции, введённые после инцидента с посадкой в Минске самолёта авиакомпании Ryanair и задержания экс-главреда оппозиционного телеграм-канала «Нехта» Романа Протасевича и россиянки Софии Сапеги, вынудили авиакомпанию почти вдвое сократить свой парк воздушных судов. В итоге у «Белавиа» осталось 15 бортов, до санкций их было 29.
На днях Департамент по авиации Минтранса Республики Беларусь
«Белорусские авиакомпании переориентировали работу в восточном и южном направлениях. Регулярные рейсы выполняются в 16 аэропортов восьми государств. Рейсы на регулярной основе в Национальный аэропорт Минск выполняют три авиаперевозчика», – заявили в ведомстве.
По данным онлайн-сервиса Flightradar24, из зарубежных перевозчиков в Минск летают «Аэрофлот», Turkish Airlines, грузинская Georgian Airways, Uzbekistan Airways и киргизская авиакомпания Avia Traffic.
Главная задача Минтранса республики – сохранение трудовых коллективов в условиях санкционного давления. С этой целью для стабилизации финансово-экономического положения авиационных организаций реализуются антикризисные меры, направленные на переориентацию экспортных потоков, оптимизацию затрат, повышение финансовой дисциплины.
Тогда же, в декабре-2021 президенты двух стран договорились о кооперации в авиастроении. «У нас есть и гражданские, и военные заводы по авиа. Мы очень многое можем делать по кооперации. Тем более, они востребованы для российского авиастроения», – заявил Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным.
Теперь Минтранс Белоруссии в части организации авиаперевозок сообщает о проработке вопроса эксплуатации воздушных судов российского производства. Здесь Россия может предложить Минску всю линейку пассажирских самолётов, как действующих, так и перспективных, разработка которых сейчас ведётся: МС-21, SSJ100 (SSJ-New), Ил-114-300, «Ладога» и «Байкал».
В части грузовой авиации республиканский Минтранс рассчитывает на авиаперевозки в азиатский регион путём привлечения логистических операторов, а также рассматривает возможность эксплуатации самолёта Ил-96-400Т.
Также власти Белоруссии готовы участвовать в кооперации по серийному выпуску российских самолётов и прорабатывают вопрос освоения на территории республики импортозамещающего производства комплектующих к самолётам Superjet 100 и МС-21, а также их технического обслуживания.
Ранее глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что первые шесть самолётов МС-21 с двигателями ПД-14 и крылом из российский ПКМ могут быть поставлены авиакомпаниям в 2024 году. Тогда же планируется начать поставки импортозамещ`нной версии SSJ100 – SSJ-New.