АПД-500: первый полёт в составе Як-18Т – уже скоро

Лёгкая и учебно-тренировочная авиация России остро нуждается в мощном современном поршневом двигателе, но пока в линейке ОДК такой силовой установки нет. Проблему может решить адаптация автомобильного двигателя, который проектировался для представительского лимузина Aurus по техническому заданию ФГУП «НАМИ» в сотрудничестве с компанией Porsche Engineering.

В октябре 2018 года Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) заключил с Минпромторгом контракт на проведение работ под шифром «Адаптация», цель которых – создание 500-сильного авиационного двигателя (АПД-500) на базе самого мощного в семействе модульных двигателей проекта «Кортеж» – V12 мощностью 856 л.с.

АПД-500 уже подтвердил заявленные характеристики в ходе комплекса испытаний на наземных и высотных стендах, в конце 2021 - начале 2022 года в небо поднимется летающая лаборатория на базе самолёта Як-18Т с этим двигателем, об этом в интервью РИА Новости заявил генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин.

«Создан двигатель в конструктивном облике "два", осенью установим его на Як-18Т и начнём пробежки. Потом подлёты. В конце этого – начале следующего года самолёт выполнит первые полёты», – рассказал Гордин.

По его словам, параллельно идёт работа по созданию версии этого двигателя для лёгких самолётов акробатической категории, проект носит название «Циркач». До конца 2021 года планируется собрать демонстратор двигателя и провести испытания на наземных стендах. В 2022 году мотор установят на летающую лабораторию на базе самолёта Як-52 и приступят к полётам.

По мнению Михаила Гордина, в связи с тем, что за основу был взят серийный автомобильный двигатель, АПД-500 будет конкурентоспособным по цене и его можно будет устанавливать на лёгкие пассажирские самолёты. «Сейчас, пока ещё только идут испытания, двигателем уже интересуются разработчики самолётов для сельскохозяйственных работ, или можно, например, разработать двухмоторный 9-местный самолёт для местных авиалиний», – добавил Михаил Гордин.

15 августа 2021 года компания RED aircraft GmbH (Германия) провела на аэродроме ФИНАМ – Большое Грызлово презентацию модернизированного самолёта Як-18Т, оснащённого авиационным дизельным двигателем RED A03. Сейчас такой мотор устанавливается на учебно-тренировочный самолёт Як-152, который создан в интересах Минобороны, но его серийное производство не запущено и дальнейшая судьба машины будет зависеть от результатов комплексных испытаний на конкурсной основе Як-152 и УТС-800. Последний комплектуется турбовинтовым двигателем ВК-800ПС разработки «ОДК-Климов». Импортная силовая установка может стать одним из ключевых факторов, который сыграет не в пользу УТС Як-152 при конкурсном отборе, и появление в России мощного отечественного поршневого двигателя может стать определяющим в судьбе этого самолёта.

В этой связи Михаил Гордин пояснил, что физически ничто не мешает установить АПД-500 на Як-152, и в ЦИАМ видят перспективы этого авиадвигателя именно на локальном рынке.

«Сейчас обсуждается возможность проектирования нового 500-сильного дизельного двигателя, но не на замену двигателя RED, а как его аналога для самолёта Як-152. Дело в том, что создать именно замену трудно, основная сложность кроется в удачной компоновке и использовании комплектующих, которые в России не производятся. Нужно и можно ли поставить на ЯК-152 другой двигатель – это вопрос к разработчику самолёта и государственному заказчику, и в любом случае это предмет отдельной опытно-конструкторской разработки», – подвёл итог гендиректор ЦИАМ.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...