Аэропорту Шереметьево — 60 лет. Только факты

11 августа 2019 года Международный аэропорт Шереметьево отмечает 60-летие со дня открытия. В этот день в 1959 году был обслужен первый рейс: пассажирский авиалайнер Ту-104 из Ленинграда в Москву приземлился на Шереметьевском аэродроме.

***

Строительство Шереметьево началось в 1953 году в качестве Главного аэродрома военно-воздушных сил Советской армии. Впоследствии решением правительства и при личном содействии Н.С. Хрущёва он был передан Главному управлению гражданского воздушного флота СССР.

***

В 1957 году введены в строй взлётно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулёжные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолётов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полётов .

7 октября 1957 в «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября.

***

1 июня 1960 г. из Шереметьево был выполнен первый международный рейс на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда в Шёнефельд (Берлин), на следующий день состоялось официальное открытие аэровокзального комплекса.

Международный (Правительственный) терминал, 1960 год
Шереметьево, Международный (Правительственный) терминал, 1960 год

Двухэтажное кирпичное строение было возведено на площади 1820 м². Нарядные мраморные лестницы, расположенные по периметру здания, как бы приподнимали его над привокзальной площадью и перроном. Необычной была крыша этого сооружения. По её периметру была размещена смотровая площадка для пассажиров и встречающих, с высоты которой открывался вид на весь аэродром. Пройти на эту смотровую площадку можно было с третьего этажа, прикрытого козырьком. Со стороны привокзальной площади на козырьке было выведено слово «Аэропорт», а со стороны перрона — «Москва». С течением времени к двум словам на парапете балкона добавились транспаранты «Международные авиалинии» на русском и английском языках, а в 1964 году, с вводом в эксплуатацию аэровокзального комплекса Шереметьево-1, эта надпись была заменена на «Внутрисоюзные авиалинии».

***

10 июля 1962 года открылся новый маршрут из Шереметьево: Москва — Гавана — Москва. Протяжённость трассы в оба конца составляла 31 тыс. км. Это была самая дальняя и сложная воздушная трасса Аэрофлота. Она проходила над Сахарой и водами Атлантического океана, в географических широтах с очень сложными, резко меняющимися погодными условиями. С 7 января 1963 года на самолётах Ту-114 начались регулярные рейсы по этой межконтинентальной трассе. Беспосадочные полёты такой продолжительности не осуществляла ни одна авиакомпания мира.

***

В 1964 году открыт аэровокзальный комплекс Шереметьево-1, в состав которого входил посадочный павильон, получивший неофициальное название «Рюмка» и многие годы являвшийся архитектурной доминантой и символом аэропорта. Шереметьево-1 стал своего рода памятником идеалам и воплощением современного стиля своей эпохи.

Фото: Ю. Чуприков / ТАСС
Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год

В настоящее время на этом месте построен и действует новый Терминал В, который в своем облике имеет отсылку к исторической «Рюмке» в виде современного посадочного павильона. Архитектурные решения и дизайн интерьеров Терминала В выполнены в эстетике русского конструктивизма и при этом нацелены на перспективу и прогресс.

***

В 1980 году аэропорт организовал приём участников Летних Олимпийских игр, в преддверии которых был сдан в эксплуатацию новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2 с телетрапами (ныне Терминал F). Этот терминал с многочисленными кафе и магазинами дьюти-фри стал визитной карточкой аэропорта, окном в мир для граждан СССР и воротами в нашу страну для миллионов иностранцев.

1 января 1980 года сдан новый международный аэровокзальный комплекс Шереметьево-2, сейчас это Терминал F. / Фото © Марины Лысцевой

***

В 1961 году в здании аэровокзала «Ленинградский павильон» открылся торговый зал магазина «Березка» - предшественник современного дьюти-фри, в котором можно было приобрести товары за валюту и рубли. В «Березке» был представлен широкий выбор преимущественно импортных товаров, недоступных в обычных магазинах.

В настоящее время для любителей шопинга в аэропорту открыта самая большая в России зона беспошлинной торговли и зона трэвел ритейл. Sheremetyevo Duty Free Heinemann предлагает товары мировых брендов, новейшие коллекции известных мировых марок, в том числе эксклюзивные и нишевые продукты.

***

В 1967 году была открыта оборудованная радиосредствами Транссибирская воздушная трасса через Шереметьево – наикратчайший путь из Европы в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию.

Аэропорт Шереметьево занимает первое место в мире по трансферу между Китаем и Европой: в 2018 г. более 1,2 млн. пассажиров совершили перелёт с пересадкой в Шереметьево, а общий пассажиропоток между Шереметьево и КНР превысил 2,36 млн. человек. Шереметьево является единственным европейским аэропортом, обслуживающим сразу восемь китайских авиакомпаний.

***

В октябре 1972 года началось строительство второй ВПП. Её размеры — 3700×60 м с прочным бетонным покрытием толщиной 54 см, — позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. Магистральная и рулёжные дорожки шириной 22,5 метра имели радиальные соединения друг с другом и с ВПП. В 1974 году впервые на новую полосу приземлился самолёт Ил-62.

Ту-144, Ил-76, Ил-62, Ту-154 и другие на лётном поле аэропорта Шереметьево
Ту-144, Ил-76, Ил-62, Ту-154 и другие на лётном поле аэропорта Шереметьево

***

В 1997 году завершена реконструкция ВПП-1. Новая взлётно-посадочная полоса легла на старое бетонное покрытие. Её длина составила 3550 м, ширина — 60 м. На площадь более 220 тыс. кв. старого искусственного покрытия, имевшего толщину 20–22 см, был уложен бетон марки М-400 и М-500 толщиной 30-35 см.

***

В марте 2008 года открыт Терминал С, расположенный рядом с Терминалом B (ранее Шереметьево-1), и после двухлетней реконструкции запущена вторая взлётно-посадочная полоса (ВПП-2). Её длина составляет 3700 м, ширина — 60 м.

Четырехуровневый терминал с обслуживает 5 млн человек в год или 1 500 пассажиров в час. Он также связан пешеходной галереей с многоярусной парковкой, которая рассчитана на 1100 машиномест.

В июне введён в эксплуатацию железнодорожный терминал “Аэроэкспресса”. С Савёловского вокзала столицы добраться до аэропорта Шереметьево на поезде “Аэроэкспресс” стало возможным за 30 минут.

В Шереметьево будет реконструирована ВПП-1

15 ноября 2009 завершено строительство Терминала D, который имеет площадь 172 тыс. кв. м и пропускную способность 12 млн человек в год. Полномасштабный запуск в коммерческую эксплуатацию состоялся в начале 2010 года.

***

30 апреля 2010 года введен в эксплуатацию Терминал Е пропускной способностью 7 млн пассажиров в год и площадью 76 тыс. кв.м. Он является связующим звеном между терминалами D и F. С вводом в эксплуатацию нового терминала пропускная способность аэропорта увеличилась до 35 миллионов пассажиров в год.

***

4 июня 2015 года открыт авиационный памятник самолёту Ил-62. Памятник установлен на площади перед зданием Центрального пункта управления рядом с Терминалом В.

***

1 апреля 2017 года выведен из эксплуатации и закрыт на реконструкцию Терминал С.

***

3 мая 2018 года построенный к Чемпионату мира по футболу-2018 Терминал В, рассчитанный на обслуживание 20 млн пассажиров ежегодно, обслужил первый рейс. Запущен в эксплуатацию межтерминальный переход с автоматическими поездами под лётным полем аэродрома, которые перевозят пассажиров между терминалами D, E, F и терминалом В всего за 4 минуты.

Транспортная инфраструктура Шереметьево готова принять гостей ЧМ-2018

***

В мае-июне 2019 года аэропорт столкнулся с массовыми задержками при обработке багажа. Прилетевшие пассажиры могли по несколько часов ожидать выдачи багажа, а в улетающие лайнеры не всегда успевали загрузить багаж и отправляли его следующими рейсами.

Причиной коллапса стало то, что крупнейший клиент Шереметьево, на которого в 2018 г. пришлось 78,5% пассажиропотока, «Аэрофлот» раньше сам обрабатывал багаж своих пассажиров. Но после открытия Терминала В багаж в нём стала обрабатывать «Шереметьево хэндлинг», ей же постепенно по договоренности с «Аэрофлотом» стали переходить функции обработки багажа и в других терминалах аэропорта. «Шереметьево хэндлинг» надо было увеличить штат грузчиков, но компания не успела этого сделать.

Аэропорт Шереметьево на сегодня является крупнейшим в России по пассажиропотоку и количеству пассажирских терминалов. В 2018 году аэропорт обслужил более 45 млн человек. В
2019 году будет запущена в эксплуатацию третья независимая взлётно-посадочная полоса (ВПП-3), которая увеличит пропускную способность аэродрома с 55 до 90 взлётно-посадочных операций в час, а также 1-я очередь нового Терминала С с пропускной способностью в 20 млн пассажиров ежегодно.

Аэропорт Шереметьево

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ