В 2018 году проект МС-21, изначально предполагавший широкую международную кооперацию, столкнулся с санкциями США. Это привело к ограничению доступа компании «АэроКомпозит», ответственной за разработку крыла самолёта, к зарубежным поставщикам углеродного волокна и эпоксидных смол. В результате, предприятие было вынуждено искать альтернативные решения, а санкции стали стимулом к развитию собственной производственной базы полимерных композиционных материалов. Об этом на площадке IV Конгресса молодых учёных
Разработка отечественных композитных материалов для крыла МС-21 была осуществлена специалистами Росатома, в частности, профильным дивизионом «Юматэкс», в сотрудничестве с Московским государственным университетом. Были получены материалы по характеристикам прочности сопоставимые с планировавшимися к импорту аналогами. Сейчас Россия обладает технологиями, позволяющими обеспечить полный цикл производства, от нефтепереработки до готовых элементов крыла МС-21.
По мнению Анатолия Гайданского, санкции создали не только угрозы, но дали и колоссальные возможности. «Честно говоря, если бы не было тех санкций 2018 года, мы бы так и сидели на американских композитах и не создали бы мы полностью свою отрасль композитных материалов, которая у нас сейчас, в принципе, независима», – сказал Гайданский в своём выступлении на Конгрессе.
Полная технологическая цепочка производства композитных материалов для МС-21 включала в себя разработку новых рецептур, оптимизацию производственных процессов и создание необходимой инфраструктуры. Параллельно, велись работы по созданию и тестированию новых материалов с учётом специфических требований авиационной отрасли, включая прочность, устойчивость к нагрузкам и долговечность. Этот комплекс работ обеспечил технологический суверенитет в области производства ключевых компонентов для МС-21 и будущих проектов российского авиапрома.
Санкции запустили также процесс создания собственного парка оборудования для авиастроения. «Никогда бы не пошли в замещение оборудования. Конечно, когда вам его поставляет компания, которая десятки лет на рынке и у неё сотни тысяч летающих бортов, то для российской компании сделать первые изделия дешевле, легче, надежнёе и функциональнее, чем импорт, достаточно сложно», – пояснил гендиректор «АэроКомпозита».
Он добавил, что сейчас нет возможности покупать западное оборудование, поэтому российская промышленность, учёные и конструкторы создают его сами. «... у нас появятся свои поставщики оборудования, которые будут не хуже испанцев или французов, поставщики авионики и основных систем, как уже появился "Юматэкс". К концу 2025 года самолёт будет абсолютно отечественным, несмотря на санкции. Мы решаем задачу сделать самолёт только в рамках нашей страны и через 10-15 лет обязательно выйдем в мировые лидеры», – уверен Анатолий Гайданский.