Военно-воздушные силы киевского режима традиционно сильно зависят от российских комплектующих для своего действующего пока ещё авиапарка, и после разрыва в середине 2010-х годов кооперационных связей в оборонной отрасли ощущает дефицит комплектующих для боевых самолётов советского производства, в частности МиГ-29 и Су-27, а также для вертолётов Ми-8 и Ми-24. Несмотря на поступление истребители F-16, украинская авиации по-прежнему нуждается в российских комплектующих.
Острая потребность украинской стороны в запасных частях и специальном оборудовании приводит к попыткам организации нелегальных каналов поставок авиационных компонентов из Российской Федерации. В течение 2024 года Федеральная служба безопасности России (ФСБ) неоднократно предотвращала подобные поставки на Украину. Общая сумма предотвращённого ущерба, по оценкам специалистов, превышает 1 миллиард рублей, сообщает ТАСС.
«Схема контрабанды, как правило, включала использование территории сопредельных с Россией государств и экономических партнёров для транзита запрещённой продукции. В преступных схемах были задействованы международные группы, состоящие из граждан Украины и ряда западных стран», — сообщили в пресс-службе ФСБ.
По информации ведомства, в розыск объявлена гражданка Украины, руководитель ряда предприятий киевского оборонно-промышленного комплекса, которая подозревается в организации сети незаконных поставок российской военной продукции, экспорт которой контролируется государством, для обеспечения потребностей украинских вооружённых формирований.
В ведомстве подчеркнули, что именно авиационная сфера Украины ощущает наиболее серьёзный дефицит российских компонентов. В сложившихся условиях украинские предприятия вынуждены искать альтернативные пути получения необходимых компонентов для поддержания боеготовности авиационного парка.