МС-21 – дайджест за март-2023

Фото © «Авиация России»

Ни для кого не будет открытием Америки, если сказать, что «доброжелатели» и просто ратующие за всё хорошее против всего плохого «патриоты» уже мозоль на языке набили, утверждая, что самолёт МС-21 никогда не полетит, и насколько нелепо выглядят те, кто задаёт глупейший по своей сути вопрос: «Когда можно купить билет на МС-21?». Ответ: никогда, потому что авиабилет покупается не на конкретный тип самолёта, а на рейс по определённому маршруту, и выбор воздушного судна всегда остаётся за авиакомпанией.

К чему такое необычное вступление к традиционной ежемесячной подборке новостей, спросите вы. А к тому, что сегодняшний период неурядиц в отечественной авиации в исторических масштабах нашей страны – просто миг, короткая вспышка, бывали времена и похуже. Сейчас это такой же небольшой отрезок времени, как и период расцвета советской реактивной гражданской авиации в 60-х годах прошлого века – появление флагмана Ил-62 и труженика Ту-154. Все проблемы и задержки с выходом МС-21 в коммерческую эксплуатацию через несколько лет будут помнить только специалисты и фанаты авиации. А растущий парк отечественной авиатехники будет восприниматься как естественный ход событий. Живя в период возрождения отечественной авиации, нам кажется, что всё продвигается очень медленно. Но просто надо запастись терпением, не ныть и не обращать внимания на глупые вопросы.

* * *

В конструкции самолёта МС-21 агрегаты, изготовленные из полимерно-композиционных материалов, составляют 30 процентов. Это крыло, механизация крыла, оперение, а также центроплан самолёта. Как рассказал в ходе конференции «Композиты без границ» генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, наши бывшие партнёры, видя успехи в создании лайнера МС-21, периодически вставляли «палки в колёса», запрещая поставки или использование своих материалов и комплектующих.

На начальном этапе создания композитного крыла, на ульяновском предприятии были получены первые знания и опыт применения американских композиционных материалов и эксплуатации импортного оборудования. Опыты с российскими композитами «Иркут» и «АэроКомпозит» начали в 2016 году – ещё до запрета поставок ПКМ в Россию. В конце 2018 года был готов прототип материала, полученный с использованием белого китайского полиакрилонитрила (ПАН). За последние два года российские предприятия полностью реализовали импортозамещение ПКМ для изготовления крыла МС-21, была реализована вся цепочка производства не только белого ПАН-прекурсора и чёрного (карбонового) волокна, но и весь процесс от добычи нефти до готового крыла.

Следующая задача, которая в настоящий момент стоит перед отраслью и активно решается – это импортозамещение оборудования. В феврале на «АэроКомпозите» был запущен первый выкладочный робот, созданный российскими специалистами и изготовленный на российских заводах. На нём пока ещё стоит импортный манипулятор, но выкладочная голова, программное обеспечение и система управления – российские, и показатели установки, по словам Анатолия Гайданского, не хуже, чем у импортного оборудования. В своём выступлении на форуме он выразил уверенность, что в течение ближайших нескольких лет будет решена задача импортозамещения основного технологического оборудования для производства крыла МС-21.

* * *

В марте Росавиация выдала АО «ОДК-Авиадвигатель» одобрение главного изменения типовой конструкции двигателя ПД-14, заключающегося в применении новых заготовок для изготовления основных деталей компрессора высокого давления и турбины высокого давления.

В конструкции двигателя ПД-14 реализован 8-ступенчатый компрессор высокого давления со степенью повышения давления 17 и блисками из титанового сплава на 1, 2, 5-й ступенях и дисками 6, 7, 8-й ступеней из никелевого гранульного сплава. Также была разработана двухступенчатая турбина высокого давления с высокоэффективной системой охлаждения, рабочими и сопловыми лопатками из монокристаллических сплавов, керамическим теплозащитным покрытием второго поколения, дисками из никелевого сплава и активным управлением зазорами.

* * *

В июне этого года в аэропорту Шереметьево начнёт свою работу пневмокаркасный ангар линейной станции техобслуживания самолётов SSJ100. Это крупнейшее в России пневмокаркасное сооружение – ширина пролёта в 55 метров позволит использовать его и для обслуживания самолётов МС-21. В дальнейшем аналогичный ангар планируется развернуть в аэропорту Кольцово. В конце 2026 года здесь будет введён в эксплуатацию ангарный комплекс площадью более 47 тыс. кв. м для выполнения технического обслуживания и ремонта самолётов МС-21 и SSJ100.

* * *

2 марта 2023 года стало известно, что Белоруссия изучает возможность покупки в России самолётов для своей гражданской авиации.

По словам министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексея Авраменко, идёт работа по определению возможности поставки в Белоруссию российских самолётов. «Они активно работают по самолётам Sukhoi Superjet New и МС-21. Но мы будем выходить на более конкретный результат, когда реально самолёт МС-21 появится. Предварительные определённые договоренности есть, мы над этим вопросом работаем», – сказал он.

Можно добавить, что у Белоруссии выбор авиационной техники для замены в будущем выбывающих иностранных ВС совсем небольшой. И переход на российские региональные и магистральные самолёты выглядит естественным и необходимым.

* * *

Омская инжиниринговая компания «Поликон» разработала станок по производству шин для самолёта МС-21, которые заменят импортные шины GoodYear.

«Сегодня мы констатируем, что завершили большой проект, разработку, изготовление и испытание станка для сборки второй стадии авиационной шины для самолёта МС-21. Мы, реализуя этот проект, участвуем в программе импортозамещения, замены импортных шин авиационных для самолетов МС-21 на отечественные радиальные шины», – рассказали на предприятии.

Барнаульский завод «ЯШЗ Авиа» планирует в мае выпустить опытную партию авиационных шин для МС-21. «Перед нам поставлена очень серьёзная задача: в очень короткие сроки, в течение мая, изготовить первые опытные партии и носовой, и основной шин. Сейчас идёт сдача станков для их производства. Не дожидаясь прихода оборудования, мы готовим площадки, чтобы сразу устанавливать и подключать его», – рассказал управляющий директор предприятия Борис Шалагин.

* * *

29 марта авиакомпания «Россия» сообщила о переходе на отечественный софт электронного полётного планшета (EFB). Учитывая, что перевозчик первыми через два года начнёт эксплуатацию МС-21 мы поинтересовались у лётчика-испытателя ОКБ им. Яковлева Олега Мутовина, какая версия полётных документов используется на самолётах МС-21, в том числе и на ВС с бортовым номером 73054.

По его словам, самолёт МС-21 сразу был спроектирован под безбумажную технологию использования полётных документов. Самолёт предлагается заказчику в двух вариантах: со встроенным EFB или с гнездом под планшет (так, например, выполнена приборная доска на самолёте 73056). Софт для переносимого планшета выбирает сама авиакомпания-заказчик.

«На других машинах изначально были установлены встроенные EFB с отечественным софтом», – добавил Олег Мутовин.

* * *

В Жуковском продолжаются сертификационные наземные и лётные испытания испытания МС-21.

16 марта после двухмесячной паузы, связанной с заменой двигателей ПД-14, опытный самолёт 73055 выполнил первый полёт. Замена двигателей была необходима специалистам «ОДК-Пермские моторы» для проверки состояния силовой установки после двухгодичной эксплуатации.

На графиках профиля полёта, полученных с сервиса FR24, отображены режимы проверки работы силовой установки на различных высотах и скоростях. На этом самолёте идут сертификационные испытания отечественных комплектующих.

По словам лётчика-испытателя ОКБ им. А. С. Яковлева Василия Севастьянова, для расширения эксплуатационных ограничений ещё предстоят испытания ПД-14 на холод, жару и в высокогорье.

В марте интенсивно летал борт 73053, который совершил 15 полётов. Так, например, 23 марта самолёт выполнил полёт на оценку работы главных компьютеров (Flight management system, FMS) – основного и резервного – после обновления программного обеспечения. Трек полёта показан на изображении с сервиса FR24.

По словам источника в ОКБ им. Яковлева, в марте отрабатывались алгоритмы системы автоматического управления (САУ) при выполнении полётов по воздушным трассам и маневрирования в районе аэродрома. Кроме того, выполнялись полёты в интересах расширения условий эксплуатации и для оптимизации настроек систем самолёта и двигателя ПД-14.

Также в небо поднимался борт 73051. Эта машина, оснащённая двигателями ПД-14, выполнила три полёта.

Всего в марте выполнено 19 полётов общей продолжительностью 46 часов 37 минут. На земле оставались: борт 73054 – самолёт с типовой конструкцией, предназначенный для переобучения пилотов авиакомпании «Россия» и борт 73056 – также типовой конструкции, на котором проводятся наземные испытания нового отечественного оборудования и тестирование аварийного покидания воздушного судна.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (18 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...