В составе экспозиции НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» на авиасалоне МАКС-2019 будут два основных экспоната — это модель демонстратора перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (ЦАГИ) и модель самолёта с гибридной силовой установкой. Генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова Михаил Гордин в интервью
По его словам, сейчас всё находится на этапе демонстраторов или подготовки к их созданию. ”В электричестве, как это ни банально, большое значение имеет масштаб. Чем меньше объект, тем проще его поднять в воздух, — объясняет Гордин. — В качестве примера могу привести игрушки – электрические мини-дроны, которые продаются в магазинах, их параметры тоже оптимизируются с развитием технологий. Как только возникает необходимость в большей полезной нагрузке и более длительном нахождении в воздухе, встает вопрос о массе летательного аппарата и электродвигателей”, — говорит он и поясняет, что на первое место выходит вопрос отвода тепла.
”Мощность пропорциональна кубу линейного размера, а площадь поверхности, которая рассеивает тепло, – только квадрату. То есть в определенный момент становится затруднительно отводить тепло или приходится увеличивать габариты и массу электродвигателя, тратить энергию на охлаждение. Поэтому мы изучаем возможности сверхпроводимости”, — рассказал Гордин, добавив, что кроме расчётов, необходимо создавать демонстратор.
ЦИАМ работает по двум госконтрактам, связанным с электродвижением. Первый нацелен на создание демонстратора полностью электрической силовой установки на водородных топливных элементах для лёгкого двухместного самолёта.
По словам гендиретора ЦИАМ, в институте совместно с ООО «Экспериментальная мастерская «Наука Софт» спроектирован электродвигатель, который при мощности 60 кВт (80 лошадиных сил) весит всего 20 килограммов. В ближайшее время ЦИАМ планирует поставить его на самолёт «Сигма-4» для тестового полёта. Если в 2020 году финансирование продолжится, то это станет шагом, чтобы в России появился собственный авиационный электрический двигатель.
”Если мы успешно испытаем сверхлёгкий самолёт, это откроет путь к созданию лёгких самолётов на базе электрических двигателей различной мощности: 120, 180, 240 кВт. 240 кВт (320 лошадиных сил) – это уже вертолёт, способный поднять четырех человек”, — пояснил он.
Второй контракт предусматривает создание демонстратора гибридной электрической силовой установки мощностью 500 кВт (679 лошадиных сил). Основной соисполнитель – компания «СуперОкс», разрабатывающая электродвигатель на сверхпроводниках своего производства. ”В этом году планируем провести наземные испытания демонстратора на стенде ЦИАМ и выдать первый вариант конструкторской документации для летающей лаборатории на базе самолёта Як-40. Её макет, кстати, и будет показан на МАКСе”, — рассказал Михаил Гордин.
”Если в следующем году финансирование продолжится, то до конца 2020-го или уже в 2021-м году мы на этой лаборатории слетаем. Если полёт пройдёт успешно, речь пойдёт о создании демонстратора самолёта с гибридной силовой установкой, например, на базе L-410. Тогда уже можно будет говорить о создании полноценных коммерческих гибридных силовых установок для самолётов, это перспектива ближайших пяти лет”, — добавил гендиректор ЦИАМ.
Михаил Гордин: в России идёт активная работа над созданием гибридного авиадвигателя