На заводе корпорации «Иркут» идёт сборка четырёх опытных самолётов МС-21. Одно из преимуществ создаваемого воздушного судна — повышенная комфортабельность салона.
«Пассажироориентированность» — такой термин в последние годы всё чаще используют ведущие мировые авиапроизводители, когда речь заходит о новых самолётах. Понятие вмещает в себя комплекс мероприятий и технических решений, которые делают пребывание пассажира на борту самолёта максимально комфортным. Один из важных показателей комфорта пассажирской кабины — ширина пассажирского кресла. Например, у Boeing 787 она достигает 42,5 см, в Airbus A350 XWB — 45 см. Ширина проходов в салонах этих современных лайнеров — 45 см.
Новый отечественный самолёт МС-21 по уровню комфорта не должен уступать мировым конкурентам — такая задача ставилась перед проектировщиками ещё на начальном этапе.
И авиастроители с ней справились — им удалось реализовать преимущества широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта в узкофюзеляжной среднемагистральной машине. Достичь этого результата помогло увеличение поперечного сечения фюзеляжа, что обеспечило больший комфорт для пассажиров. Диаметр фюзеляжа был увеличен до 4,06 метра, больше чем у «одноклассников» А320 и Boeing 737 на 11 и 26 см соответственно. Это позволило предоставить пассажирам значительно больше личного пространства, чем даже в современных широкофюзеляжных самолётах, таких как Boeing 787, А350 XWB и А380.
Современное оборудование, особенности конструкции и улучшение компоновки салона нового самолёта не только обеспечат высокий уровень комфорта во время перелёта, но и отразятся на экономических показателях. Расширенный проход для пассажиров существенно сокращает время посадки и высадки, благодаря чему можно уменьшить время подготовки самолёта к следующему вылету. Испытания с пассажирами-статистами на макете салона показали, что время разворота самолёта для очередного рейса можно сократить примерно на 20%.
Увеличение диаметра фюзеляжа убрало известный эффект «тоннеля», от которого страдают самолёты конкурентов: пока один пассажир грузит на полку свой багаж, стоящие за ним не могут пройти мимо него.
В МС-21 удалось существенно улучшить эргономику салона. Стандартная ширина кресла в экономическом классе составляет 45 см, ширина прохода увеличена до 56,25 см. Большой проход, позволяет спокойно ходить по самолёту во время обслуживания, а также расходиться двум пассажирам во время посадки и высадки. Больший диаметр фюзеляжа также позволил увеличить размеры багажных полок и грузовых отсеков.
Для примера - в стандартную полку А320 помещается два чемодана стандартного класса ИАТА cabin bag, в то время как в полку МС-21 может поместиться 7 чемоданов (они могут размещаться «на ребро»).
На каждого пассажира экономического класса в МС-21 будет приходиться более 1 м3 пространства. Пока ни один из производителей современных гражданских лайнеров не обеспечил такой уровень комфорта пассажирам.
Дополнительные удобства для пассажиров МС-21
- Увеличенное пространство пассажиров сидящих у окна.
- Инновационные багажные полки увеличенного объема.
- Трехзонная система кондиционирования воздуха для обеспечения равномерных климатических условий по всей длине в салоне.
Чтобы обеспечить удобство перелёта для пассажиров, авиастроители используют не только новые технологии и материалы, но и советуются со специалистами редкой профессии — авиационными психологами.
Проблема дискомфорта во время перелётов — один из серьёзных факторов, сдерживающих развитие авиаперевозок. Для некоторых потенциальных пассажиров пребывание в самолёте ассоциируется с непривычной для абсолютного большинства людей средой обитания. Зачастую она воспринимается человеком ещё и как противоестественная. Около 20% пассажиров испытывают сильный страх при перелётах, а 10% вообще отказываются от использования воздушного транспорта. Причинами аэрофобии являются боязнь замкнутого пространства и невозможность контролировать ситуацию.
Изменить положение может создание «уютного» и комфортного интерьера салона, который визуально расширяет границы и имеет хорошее естественное освещение.
В МС-21 для этого были использованы пастельные тона для внутреннего оформления интерьера. Иллюминаторы обеспечивают максимальное количества естественного света и расположены на высоте, удобной пассажирам любого роста при любом расстоянии между креслами. Искусственное освещение в салоне изменяется по цвету и интенсивности. Новый подход к организации подсветки в салоне создает у пассажира ощущение большого пространства и натуральной атмосферы.
Основные тенденции самолетостроения для обеспечения психологического комфорта пассажиров на борту
- Визуальное увеличение внутреннего пространства самолета (для устранения клаустрофобических ощущений). Используются светлые тона, округлые линии, большие иллюминаторы.
- Скрытие или избавление от элементов, создающих ощущение «неестественности » обстановки (рычаги закрытия дверей, круглые иллюминаторы, непривычные вентиляционные отверстия и т.п.).
- Избавление от специфических, «самолетных» запахов (для создания ощущения естественности среды, как можно более привычной для пассажира).
- Понижение уровня шума в салоне, особенно на взлёте.
- Понижение уровня ощутимого в салоне шума при изменении механики крыла, выпуске шасси, изменений в режиме работе двигателя.
- Установка камер, транслирующих на мониторы в пассажирский салон вид из кабины пилотов или со стойки переднего шасси.
(пункты 5 и 6 — для облегчения состояния пассажиров, испытывающих гипертрофированную потребность в контроле).
По статистике, при дальних перелётах пассажир за два часа теряет до литра жидкости — за счет традиционно сухого воздуха на борту. На МС-21 применена система увлажнения воздуха, что положительно сказывается на самочувствии пассажиров и минимизирует эффект дегидрации — одну из причин утомляемости после перелёта. Кроме того, в салоне увеличено атмосферное давление, что снижает риск гипоксии. Давление в кабине МС-21 эквивалентно высоте 1800 м, тогда как в салоне конкурентов оно соответствует высоте 2400 м.
Благодаря использованию новых двигателей шум в пассажирском салоне будет снижен практически в четыре раза.
Повышенная вместимость и возможности более интенсивной эксплуатации самолёта, согласно расчетам компании Lufthansa Consulting, позволят МС-21 генерировать 4 миллиона долларов дополнительных доходов в год благодаря сокращённым на 15% прямым операционным расходам.
По материалам журнала ОАК "Горизонты", №1, 2014 г.